***

Стойбище. Фото Балуева и КалашниковаУ тунгусов христиан, также есть своего рода календарь, состоящий из палочки в четверть аршина длиною к середине выпуклой. Палочка шестигранная, середина обведена надрезом, почему на 6 сторонах образуется 12 равномерных делений, по числу месяцев. На каждом из 12 делений сделаны надрезки по числу дней месяца, а против них в нриличных местах вырезаны знаки обозначающия воскресенья и праздники, только счет года ведется у них с марта, с праздника 40 мучеников.

Вследствие такого положения вещей, тунгус хотя и крещеный, все-таки остался шаманистом, как и тот, который не окрещен. Шаман, имеет значительное влияние в тунгуской среде, он и врач, а вместе с тем и человек, находящийся в сношениях с божеством, почему пользуется не малым уважением, да к тому же и говорить на своем природном языке, понятном для каждого.

Шаманы, не только у тунгусов, но и у прочих сибирских инородцев имеют огромное значение, ибо все инородцы в Сибири по отношению к христианству, разве только те, что более обрусели и живут совместно с русскими, находятся в положении тунгусов, т. е. номинальные христиане. Инородец окрещен и в церковную метрику внесен, чего же более, о дальнейшей судьбе такого христианина-инородца, заботиться не кому да и не для чего. Так при трудных родах шаман призывается к родильнице, находящейся всегда в отдельном от семьи чуме, с какой-нибудь родственницей или даже посторонней знакомой женщиной. Впрочем, прежде чем позвать шамана, тунгус употребляет еще одно, по его мнению, несомненно верное средство, для облегчения родов, он срубает дерево, если таковое находится неподалеку и в пень его вбивает кол. Через несколько дней после родов, считающаяся нечистой, родильница для очищения своего, должна трижды перешагнуть через огонь.

Имя дается ребенку при крещении его, если тунгус христианин, а не христианин, то на 3-м году каким-нибудь родственником, впрочем впоследствии тунгус получает так называемую кличку, или от своей профессии или от своего качества и это имя остается за ним на всю жизнь, и даже заменяет первоначально данное ему имя. Это случается не с одними не христианами, но также и с христианами. Тунгуски мало плодовиты, но как муж так и жена очень любят своих детей и ласкают их. Тунгусы женятся в зрелых летах и нередко жениху бывает 30 — 35, а то и более лет, а невесте 12—14 лет. Всякое сватовство, как у христиан так и язычников, сопровождается уплатой, калыма родителям невесты, смотря по её достоинству, от 2 до 10 оленей; нередко добавляется к этому кое-какия домашния вещи, а то и деньги, если таковые у кого водятся.

Девушка, несмотря на то, что до свадьбы у ней были любовники, также свободно выходит замуж, только калыма платится за нее менее. К просватанной невесте, жених уплативший часть калыма, ходить как к своей жене. По уплате полностью калыма, невесту сажают на оленя, а сват ведет такового до чума жениха, обводить ее на олене трижды около чума и затемь сняв с оленя вталкиваеть ее в чум; молодая садится у дверей чума сь внутри, но молодой берет ее под руки и отодвигает к средине жилища, тут тотчас начинается свадебный пир, состоящий из всяких явств, но преимущественно из оленьего сердца и языков. Тем свадьба и оканчивается.