Призрак историка Миллера
Дядя Саша не любит немцев. Не в смысле «терпеть не может» или «душа не принимает» - просто в этом слове мало ему теплоты. Я было грешил на генетическую память о тевтонцах, чинивших обиды Александру Невскому, однофамильцу (если не пращуру!) дяди Саши: грешил и на войну (1941- 1945), когда солдатом в Европе он всякого насмотрелся. А оказалось, память тут ни при чем. Ему невыносимо скучен «ихний» педантизм, аккуратность, послушность порядку. Не может быть таким правильным живой человек. Перебирая в памяти встречи с немцами, дядя Саша впадает в уныние: не издевка ли это у них над русской душой?
У меня с немцами свой опыт знакомства. Запомнились две встречи, и обе (я думаю, я надеюсь) по-своему отразились на мне. К ранней еще вернусь, а пока снова об иркутской молодости, когда параллельно с газетной работой, с поездками по восточным окраинам России, в разговорах, библиотеках, архивах собирался материал для книги «Сибирь: откуда она пошла и куда она идет». По совету Алексея Павловича Окладникова я нашел неизвестную мне тогда «Историю Сибири» Герарда Фридриха Миллера, написанную двести лет назад - ее первый том («Описание Сибирского царства»), доведенный до 1660-х годов. Я был достаточно невежествен и мало что знал о въедливом немце-историке. коллеге Михаила Васильевича Ломоносова по Академии наук, и так сложилось - его оппонентом и недругом. Но не могу скрыть смущение от внезапно открывшейся и близкой, разделяемой мною тяги историка-немца из другого времени и иной жизненной школы - к принципам работы, которые я втайне мнил пусть небольшим, но в какой-то мере собственным опытом. А теперь, при знакомстве с работами двухсотлетней давности, оказалось, что мой доморощенный навык был слабым подражанием историку екатерининских времен. Немецкий бакалавр из Герфорда (Вестфалия), двадцати лет от роду, Миллер попал в Россию в 1725 году, начинал адъюнктом Императорской Академии наук, со временем стал профессором, основателем первого российского исторического журнала. У Миллера - историка Сибири практически не было предшественников; он ценил работы Семена Ремезова из Тобольска и трех его сыновей, составителей «Чертежной книги Сибири» (1699- 1701), знал другие опыты россиян, но их научный багаж и подходы уступали возможностям Миллера с его европейским образованием, традиционной для немцев скрупулезностью, с их пристрастием к архивным документам.
У нас есть охотники хулить работы немца, тем паче враждовавшего с нашим гением Ломоносовым - ветер им в паруса! Но есть у Миллера перед тогдашними историками преимущество очевидное. Он вызвался участвовать в Великой Северной (Второй Камчатской) экспедиции Витуса Беринга, десять лет странствовал по Западной и Восточной Сибири как глава академического сухопутного экспедиционного отряда в составе Гмелина, Делиля де ла Круа, Стеллера, Крашенинникова, Фишера, Красильникова и других - с них началось научное осмысление восточных окраин России.
На портретах оба академика, Ломоносов и Миллер, в одинаковых белых завитых париках, с розовощекими лицами, в полукафтанах, под коими жилет и рубашка с кружевными манжетами, оба в штанах до колен и в чулках, перехваченных у колен пряжками, но зрительные образы скукоживаются, едва представишь Михаила Васильевича с засученными рукавами, с колбами и химикатами в руках, а Герарда Фридриха - год за годом над архивными бумагами почти во всех крупных городах Азиатской России; он обнаружил дотоле неизвестные сибирские летописи (среди них особо чтимая историками - Ремезовская). снял копии почти с десяти тысяч документов. Значительная часть подлинников впоследствии сгорела или была утрачена, и миллеровские копии стали для науки бесценными. Историк и сам знал, как много значили для него те странствия: «Никогда потом не имел я повода раскаиваться в моей решимости, даже и во время тяжкой моей болезни, которую выдержал в Сибири... этим путешествием впервые сделался полезным Российскому государству, и без этих странствий мне было бы трудно добыть приобретенные мною знания».
Человеку, склонному к перемене мест, к тому же пишущему, очень дорого, я думаю, это со-понимание смысла передвижения в пространстве: не впечатлений ради, не одних впечатлений, а более того - ради знаний.
За собрание документов мирового значения (258 битком набитых бумагами его «портфелей») Екатерина II выплатила историку 20 000 рублей (теперь это фонд «Портфели Г.Ф.Миллера» в Центральном государственном архиве древних актов в Москве). Своим наследством Миллер задал работу не одному поколению исследователей Сибири. Многие документы, анкеты, путевые записки, сведения по экономике, этнографии, демографии, языки сибирских народностей, им собранные, до сих пор не изучены до конца.
Рассказываю о Миллере дяде Саше.
Дядя Саша долго обдумывает ответ:
«Немцев мы... уважаем. Мы дураки, что ли?»
...Двадцатые числа июля 1969 года. «Чалдон» идет на север, пересекая восточную границу древних эвенкийских (тунгусских) кочевий. Дядя Саша стоит у борта, подтянув шаровары до пупа и надвинув кепку на самые брови, а Коржановский с Зоммером на корме веселят вахтенных у гребей (Черныха у носовой и меня на кормовой) рассказами, как снимали аборигенов на камеру и как непросто приучать их к микрофону. А меня не отпускает полусон о Миллере. По-человечески мне он всего понятней и ближе, когда с не частой в его времена симпатией пишет о доверчивых, беззащитных перед роком истории «лесных людях». Из его «Описания сибирских народов» у меня выписка: «Из того, что какой-либо народ покорился добровольно, нельзя делать вывод о его малодушии. Более того, все тунгусы так храбры и мужественны, что им может позавидовать любой другой народ. Причина скорее в следующем. Те, кто кочует по лесам, большей частью держатся отдельными семействами. Поэтому у них было нетрудно захватить одного или несколько человек, которые были аманатами (или заложниками) и которых прежде держали во всех городах и острогах. Естественная доброта и искренность тунгусов, не желавших бросить аманатов на произвол судьбы, и являлись истинной причиной их покорности...»
Для меня эти смущающие душу строки не о тунгусах - опять же об историке Миллере. О том, с какою дерзостью академик Петербургской Академии наук бросал вызов предвзятостям времени, в которое жил, да и во все последующие. История уводит в ушедшие миры, но, читая русского немца (не желая покидать Россию, положив себе быть похороненным на русской земле. Миллер в 1748 году принимает российское подданство, становится Федором Ивановичем), все же думаешь о новейших временах. Доживи Федор Иванович до середины XX столетия, ему бы все равно припомнили бы споры с Ломоносовым и, особо не разбираясь в нюансах, объявили бы заодно с другими учеными «безродным космополитом».
Нам не дано понять потаенные причины взаимной неприязни Миллера и гордого, страстного, противоречивого русского гения Ломоносова (он на шесть лет младше историка- немца и начинал в Академии адъюнктом, когда Миллер был профессором); первопричиной часто бывает сущая мелочь, но принципиальное публичное расхождение возникло в 1749 году, когда на академическом собрании Миллер зачитал порученную ему речь «О происхождении народа и имени руссов» и предложил для обсуждения вытекающую из источников, для историка тогда очевидную, «норманскую» версию. Ломоносов, Крашенинников, Попов нашли ее «предосудительной для русского народа». Миллер, по Ломоносову, «в сочинениях всевает по обычаю своему занозливые речи, более всего высматривает пятна на одежде русского тела, проходя многие истинные ее украшения».
Очевидная несовместимость разных научных школ и психологий отягощалась естественным для Ломоносова и неприемлемым для Миллера беспрекословным верховенством во всех случаях русских национальных интересов. Для Миллера эти интересы тоже были святы, учёный отдал России 58 лет жизни, да какой! Но в шкале ценностей историка превыше была и до конца оставалась не «слава россов», а только истина. Ее он и искал.
Миллер доживал дни, как хотел, - в Москве, и все десять лет, прикованный к постели, работал, последние поправки внес в рукопись за сутки до смерти. Похоронен Герард Фридрих Миллер в 1783 году в Немецкой слободе на правом берегу Яузы, в Кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла.
...Говорим опять о немцах - в кубрике, прихлёбывая из эмалированных кружек сваренный Тэфиком крепкий плиточный чай. Валера после паузы: «У меня в экспедиции тоже есть немец, дизелист. Мастер на все руки. Умница, красавец, девкам нравится. У него один недостаток, как пятно на экспедиции. - не пьет!»
Дядя Саша молчит, через дверной проем смотрит на корму, глазки под кепкой прицельно и напряженно ходят туда- сюда. Наконец, его осеняет, как взять над немцами верх: «У моего кобеля слух - за сто пятьдесят метров белку слышит и бежит... А у немецкого кобеля есть такой слух?!» - и смеется, довольный.