nov rod

20   СЕНТЯБРЯ   1935 г. Вечерняя Москва № 217   (3546)

О фильме «НОВАЯ РОДИНА»

Иностранный специа­лист находит себе в СССР новую родину. Прекрасная тема. И какая плохая кар­тина! Почему? Посудите са­ми.

Жена немецкого инженера увле­чена советским инженером. Уезжает вместе с ним в командировку.

 

Огор­ченный - муж поддается уговорам сво­его фашистски настроенного родст­венника и решает уехать в Герма­нию. Оказывается, жена ему не изменила. Инженер остается в СССР.

А если бы изменила? Что оста­лось бы тогда от остальных мотивов, побудивших инженера полюбить но­вую родину?

В социальных условиях СССР за­ключена огромная сила, которая за­ставляет многих иностранцев «ме­нять кожу», чувствовать себя зано­во рожденными.

Есть ли это в фильме? Нет

Важнейший в данном случае решающий мотив — нежелание воз­вращаться в фашистскую Германию подобно тысячам эмигрировавших немецких ученых н писателей — в картине играет случайную роль и выражен только в разговорах.

По своему драматургическому по­строению сценарий равняется на давно изжитые образцы первых советских художественных картин, пытавшихся показывать производст­во и рабочую жизнь в традицион­ных сюжетных формах «любовного треугольника», при чем завод брал­ся «фоном».

Белгоскино, очевидно, предложило автору (сценарист И. Вольный) дополнительно «увязать» место дей­ствия — Соликамск с Белоруссией, основываясь на очень важном и ин­тересном факте шефства Белорус­ской республики над соликамскими копями. Taким образом появился еще «фон» — Белоруссия, — также пришитый к любовному сюжету.

Режиссер Аршанский, ввявшись за трудный и неудачный сценарий, должен был в своем режиссерском плане выбрать для углубленного рас­крытия ту или другую сторону сце­нария: или личную интимную жизнь своих героев, или смело показать перековку иностранного специали­ста на работе.

Ни того, ни другого нет.

Режиссерская работа однообразна и скучна, она лишена творческого, эмоционального личного отношения к создаваемой на экране жизни. Ге­рои картины ходят, сидят, стоят и говорят то, что полагается. И поют. Много и скучно поют в самых не­подходящих местах. Можно заметить, что даже актерам неловко исполнять эти вставные номера неоправданно­го пения. Обязательная «своя песен­ка» в каждом фильме требует ис­ключительного такта, умения найти ей место, дать ей неожиданную пре­лесть и эмоциональное звучание. Иначе получается нестерпимая фальшь.

Неудача «Новой родины» вдвойне тягостна. Загублена не только хорошая работа оператора и художника. Картина ровно и приятно снята Тщательна и культур­на работа художника. Особенно жаль работы изумительного актера — народного артиста реопублики В. Р. Гардина. В этой картине он блеснул одновременным исполнением двух ро­лей: приехавшего из Германии фашистски настроенного крупного коммерсанта и мастера - рабоче­го, замечательного старика. Но обе эти роли совершенно излишни в сценарии. Немецкий дядюшка — буржуй — это, по существу, олице­творение той стороны колеблющейся натуры иностранногоо инженера, которая влечет его домой. Этот дя­дюшка никак не включен в дейст вие. Его лнчная судьба в фильме отсутствует, он только подыгрывает основному герою фильма.

Роль старого рабочего нужна исключителыно для «рабочего фона».

Канечно, если бы Гардин мог сыграть сразу три роли, картина смот­релась бы еще интереснее. Но все усилия замечательного артиста не находят себе опоры ни в оцеиарии, ни в общем тусклом решении всего фильма.

А. Дубровский


Отобрано для ВАС:

*