20 СЕНТЯБРЯ 1935 г. Вечерняя Москва № 217 (3546)
О фильме «НОВАЯ РОДИНА»
Иностранный специалист находит себе в СССР новую родину. Прекрасная тема. И какая плохая картина! Почему? Посудите сами.
Жена немецкого инженера увлечена советским инженером. Уезжает вместе с ним в командировку.
Огорченный - муж поддается уговорам своего фашистски настроенного родственника и решает уехать в Германию. Оказывается, жена ему не изменила. Инженер остается в СССР.
А если бы изменила? Что осталось бы тогда от остальных мотивов, побудивших инженера полюбить новую родину?
В социальных условиях СССР заключена огромная сила, которая заставляет многих иностранцев «менять кожу», чувствовать себя заново рожденными.
Есть ли это в фильме? Нет
Важнейший в данном случае решающий мотив — нежелание возвращаться в фашистскую Германию подобно тысячам эмигрировавших немецких ученых н писателей — в картине играет случайную роль и выражен только в разговорах.
По своему драматургическому построению сценарий равняется на давно изжитые образцы первых советских художественных картин, пытавшихся показывать производство и рабочую жизнь в традиционных сюжетных формах «любовного треугольника», при чем завод брался «фоном».
Белгоскино, очевидно, предложило автору (сценарист И. Вольный) дополнительно «увязать» место действия — Соликамск с Белоруссией, основываясь на очень важном и интересном факте шефства Белорусской республики над соликамскими копями. Taким образом появился еще «фон» — Белоруссия, — также пришитый к любовному сюжету.
Режиссер Аршанский, ввявшись за трудный и неудачный сценарий, должен был в своем режиссерском плане выбрать для углубленного раскрытия ту или другую сторону сценария: или личную интимную жизнь своих героев, или смело показать перековку иностранного специалиста на работе.
Ни того, ни другого нет.
Режиссерская работа однообразна и скучна, она лишена творческого, эмоционального личного отношения к создаваемой на экране жизни. Герои картины ходят, сидят, стоят и говорят то, что полагается. И поют. Много и скучно поют в самых неподходящих местах. Можно заметить, что даже актерам неловко исполнять эти вставные номера неоправданного пения. Обязательная «своя песенка» в каждом фильме требует исключительного такта, умения найти ей место, дать ей неожиданную прелесть и эмоциональное звучание. Иначе получается нестерпимая фальшь.
Неудача «Новой родины» вдвойне тягостна. Загублена не только хорошая работа оператора и художника. Картина ровно и приятно снята Тщательна и культурна работа художника. Особенно жаль работы изумительного актера — народного артиста реопублики В. Р. Гардина. В этой картине он блеснул одновременным исполнением двух ролей: приехавшего из Германии фашистски настроенного крупного коммерсанта и мастера - рабочего, замечательного старика. Но обе эти роли совершенно излишни в сценарии. Немецкий дядюшка — буржуй — это, по существу, олицетворение той стороны колеблющейся натуры иностранногоо инженера, которая влечет его домой. Этот дядюшка никак не включен в дейст вие. Его лнчная судьба в фильме отсутствует, он только подыгрывает основному герою фильма.
Роль старого рабочего нужна исключителыно для «рабочего фона».
Канечно, если бы Гардин мог сыграть сразу три роли, картина смотрелась бы еще интереснее. Но все усилия замечательного артиста не находят себе опоры ни в оцеиарии, ни в общем тусклом решении всего фильма.
А. Дубровский
Отобрано для ВАС:
*