Пожалуйста, проходите,— точно как в министерстве.
В кабинете за письменным столом сидел еще вполне молодой мужчина с заметной проседью в густой шевелюре. Отключился от своих дел и забот, поздоровался через стол, предложил садиться. Я следил за каждым его движением, вглядывался в его лицо, которое казалось мне необыкновенным и значительным. Ведь он был одним из того племени, которое рано начинает понимать, в каком богатом и бескрайнем живет государстве. Александр Михайлович Гордышевский.
Александр Михайлович, я уже кое-что знаю об Уренгое, но вот мне кажется, что люди, связанные с этой необыкновенной стройкой, должны быть самыми необыкновенными, не такими, как все другие люди. Чем? Ну хотя бы размером грудной клетки, дышать должны глубже, крупней думать, чувствовать. Вот хотя бы вы, кто вы такой? Кратко и подробно, как говорил поэт, расскажите.
Я? — немного удивился вопросу Александр Михайлович.— Я простой инженер. Главный инженер этого управления. Что же касается других людей, ваши догадки совершенно справедливы. Обустройство небывало крупного месторождения, получение на нем газа, его транспортировка на тысячи и тысячи километров, конечно же, необычное дело по своим масштабам. Такого не было нигде и никогда в мире. И поскольку все это делается руками людей, обдумывается их головами, то и люди эти, вы совершенно правильно сказали, должны отличаться от других. Тут, конечно, масштаб, размах делает человека другим. Даже простой сварщик — он ведь не только варит трубу, отдыхает, спит, потом снова варит. Он же еще и думает о том, что варит, какое вершит дело. Вы говорите о крупных личностях?
Да, я говорю именно о них, титанах, гениях современности, современной индустрии, которых еще не знает наша литература, не знакома с ними или почти не знакома. А эта эпопея с трубами вполне, не правда ли, подсказывает свой «Тихий Дон»?
Народу поднято уренгойским газом много. Это в самом деле эпопея. Представьте себе, сколько этого народу задействовано, сколько техники — на тысячи и тысячи километров протянуть трубу, через болота, реки, обводненные места, через горы, наконец; построить компрессорные станции — на каждые сто километров станция; построить городки для людей со школами, детскими садами, магазинами, библиотеками и банями, и это через всю Россию, Украину, до самой границы, до Ужгорода... Трудно окинуть глазом. Это же все одна стройка. КамАЗ, занимающий площадь в сто квадратных километров, по сравнению с этим кажется малюткой. Так растут масштабы, потенциал страны, ну, разумеется, и люди. Вот хотя бы начальник нашего главка Николай Иванович Кизуб. От простого мастера он быстро прошел путь до начальника такого крупного управления. Между прочим, Кизуб единственный из немосквичей стал членом коллегии министерства. Это очень крупная личность. К сожалению, он сейчас в отпуске. Почему? Потому что страда у нас начнется с зимы, с первых сильных морозов: когда болота встанут и сделаются проходимыми, тогда и начинается самое горячее время. Сейчас пока еще время отпусков, пока дышать нам легче, хотя работы и в такое время хватает. Идет подготовка к зиме, то есть к нашей страде. Варят из труб плети, зимой будут их укладывать, готовят пригрузы, бетонные блоки, надевают их на трубу, как груз на верблюда, чтобы не плавала эта труба в болоте. Надо изготовить таких пригрузов больше ста тысяч. Ведь наш тюменский участок растянулся на тысячу сорок три километра. В это несезонное время строим городки по всей трассе, около двадцати пяти городков. А это жизнь людей, семьи, дети от грудного до школьного возраста. Они должны жить нормально, как везде в нашей стране.