И еще одна принципиальная сторона на­шей литературной печати, о которой я уже упомянул в самом начале: ее многоязычность при единстве идейных позиций, ее не­зыблемый интернационализм.

Свой могучий творческий потенциал совет­ская многонациональная литература особен­но деятельно выявляет в произведениях на современные темы. Многогранно и зримо показывает она нравственную силу совет­ского уклада жизни, который выявляется в трудовой созидательной поступи рабочего класса, тружеников сельского хозяйства, ра­ботников науки и культуры.

Сегодня литературная печать обладает прочным авторитетом в обществе.

Все мы гордимся тем, что книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрожде­ние», «Целина», «Воспоминания», оказавшие огромное влияние на литературу и другие виды искусства, первоначально были напе­чатаны в писательском журнале «Новый мир». Мы рассматриваем это как доверие партии, как ее стремление помочь литера­турной печати выйти на новые идейно-художественные высоты.

В последние годы, в особенности после пленума правления Союза писателей СССР на тему «Писатель и пятилетка», литератур­но-художественные журналы, как и весь союз, все его организации в республиках, краях и областях, немало сделали для сбли­жения литературы, писателей с жизнью на­рода.

«Стремление творческих работников,— го­ворил Л. И. Брежнев,— быть в гуще жизни, углублять содружество с производственными коллективами несомненно послужит созда­нию новых произведений о делах и людях наших дней».

И сегодня мы могли бы назвать уже десят­ки произведений, привлекших внимание чи­тательских кругов, которые возникли и сло­жились в результате непосредственного об­щения писателей с практикой коммунисти­ческого строительства. Речь идет не только о публицистике или очерке — появились ро­маны и поэмы, повести и пьесы, рассказы и циклы стихов. Назову в качестве примера лишь несколько имен писателей: В. Кожев­ников — роман «Корни и крона», книга о со­временном рабочем классе, возникла в результате поездок на «Атоммаш», на перм­ские, рязанские, калужские заводы, озна­комления с бригадным методом труда, с жизнью и работой бригад. А. Проханов — роман «Дерево в центре Кабула» появился после двух поездок в Афганистан, ознаком­ления с борьбой народа этой страны. А. Преловский написал свод из шести поэм, посвященных строителям БАМа. Поэмы сложи­лись в результате многократных поездок по­эта в разные районы строительства и рабо­ты там в качестве журналиста и рядового рабочего. Ф. Видрашку — автор докумен­тальной книги «Набережная Надежды». Писатель является заместителем главного редактора журнала «Новый мир», неодно­кратно бывал в Набережных Челнах с груп­пами авторского актива журнала, осущест­вляющего литературное шефство над строи­тельным комплексом в городе на Каме. Альбертас Лауринчюкас, литовский прозаик и драматург, написавший книгу о Российской Федерации, о жизни ее городов и сел, в ко­торых побывал с товарищами по перу. При­меры можно было бы продолжить. Еще раз со всей очевидностью подтверждается не­преложное — литература не возникает в пу­стоте. Она требует от писателя неустанного общения с действительностью, с людьми, ко­торые творят сегодня историю.

С помощью журналов, в совместных забо­тах о росте литературы большое число писа­телей приобщилось к непосредственному участию в деятельности передовых коллек­тивов строек, предприятий, целых комплек­сов. Найдены новые живые формы общения, оказывающие положительное воздействие и на литературу, и на все сферы самой жиз­ни — от нравственности до экономики.

В публицистике по вопросам внутренней жизни страны и международной жизни сле­довало бы с большим одобрением сказать, например, о творческой работе В. Пальмана, И. Васильева, А. Стреляного, В. Ситникова, А. Кривицкого, Г. Падерина, заявивших о се­бе яркими публикациями в журналах. Не могу не порадоваться появлению в «Новом мире» статьи В. И. Конотопа, первого секре­таря Московского обкома партии, посвящен­ной актуальным проблемам современного села.