И еще одна принципиальная сторона нашей литературной печати, о которой я уже упомянул в самом начале: ее многоязычность при единстве идейных позиций, ее незыблемый интернационализм.
Свой могучий творческий потенциал советская многонациональная литература особенно деятельно выявляет в произведениях на современные темы. Многогранно и зримо показывает она нравственную силу советского уклада жизни, который выявляется в трудовой созидательной поступи рабочего класса, тружеников сельского хозяйства, работников науки и культуры.
Сегодня литературная печать обладает прочным авторитетом в обществе.
Все мы гордимся тем, что книги Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина», «Воспоминания», оказавшие огромное влияние на литературу и другие виды искусства, первоначально были напечатаны в писательском журнале «Новый мир». Мы рассматриваем это как доверие партии, как ее стремление помочь литературной печати выйти на новые идейно-художественные высоты.
В последние годы, в особенности после пленума правления Союза писателей СССР на тему «Писатель и пятилетка», литературно-художественные журналы, как и весь союз, все его организации в республиках, краях и областях, немало сделали для сближения литературы, писателей с жизнью народа.
«Стремление творческих работников,— говорил Л. И. Брежнев,— быть в гуще жизни, углублять содружество с производственными коллективами несомненно послужит созданию новых произведений о делах и людях наших дней».
И сегодня мы могли бы назвать уже десятки произведений, привлекших внимание читательских кругов, которые возникли и сложились в результате непосредственного общения писателей с практикой коммунистического строительства. Речь идет не только о публицистике или очерке — появились романы и поэмы, повести и пьесы, рассказы и циклы стихов. Назову в качестве примера лишь несколько имен писателей: В. Кожевников — роман «Корни и крона», книга о современном рабочем классе, возникла в результате поездок на «Атоммаш», на пермские, рязанские, калужские заводы, ознакомления с бригадным методом труда, с жизнью и работой бригад. А. Проханов — роман «Дерево в центре Кабула» появился после двух поездок в Афганистан, ознакомления с борьбой народа этой страны. А. Преловский написал свод из шести поэм, посвященных строителям БАМа. Поэмы сложились в результате многократных поездок поэта в разные районы строительства и работы там в качестве журналиста и рядового рабочего. Ф. Видрашку — автор документальной книги «Набережная Надежды». Писатель является заместителем главного редактора журнала «Новый мир», неоднократно бывал в Набережных Челнах с группами авторского актива журнала, осуществляющего литературное шефство над строительным комплексом в городе на Каме. Альбертас Лауринчюкас, литовский прозаик и драматург, написавший книгу о Российской Федерации, о жизни ее городов и сел, в которых побывал с товарищами по перу. Примеры можно было бы продолжить. Еще раз со всей очевидностью подтверждается непреложное — литература не возникает в пустоте. Она требует от писателя неустанного общения с действительностью, с людьми, которые творят сегодня историю.
С помощью журналов, в совместных заботах о росте литературы большое число писателей приобщилось к непосредственному участию в деятельности передовых коллективов строек, предприятий, целых комплексов. Найдены новые живые формы общения, оказывающие положительное воздействие и на литературу, и на все сферы самой жизни — от нравственности до экономики.
В публицистике по вопросам внутренней жизни страны и международной жизни следовало бы с большим одобрением сказать, например, о творческой работе В. Пальмана, И. Васильева, А. Стреляного, В. Ситникова, А. Кривицкого, Г. Падерина, заявивших о себе яркими публикациями в журналах. Не могу не порадоваться появлению в «Новом мире» статьи В. И. Конотопа, первого секретаря Московского обкома партии, посвященной актуальным проблемам современного села.