Близ южных ворот, по левую руку находится дом живущего в Кяхте Мань­чжурского Начальника, называемого Дзаргочий. При нем бывает всегда глав­ный караул, состоящий обыкновенно из 100 или 50-и конных пограничных Мон­голов.

Подле дома Дзаргочия построены два великолепных храма, из коих один посвящен Гесыр-Хану, знаменитому полководцу, помещенному в число Богов. Он изображается сидящим; по левую руку стоят сын его Гуанн-Цинн и смуг­лый его оруженосец. Монголы не признают его святым, а потому храм сей и посещается одними Китайцами.

Другой храм находится в южной стороне; украшен также великолепно и посвящен Богу Хомшин-Бодди-Саддо, т.е. «Совершенному — тело-духу.» Сие Божество почитается воплотившимся Брамою и есть одно из главнейших бо­жеств Ламайской Веры. Ламайцы полагают, что Бодди-Саддо появится при .преставлении Света и будет судить всех людей.

К югу от сих храмов стоит на площади, имеющей сообщение с двором Дзаргочия, высокий, раскрашенный и покрытый лаком столб. На нем подни­маются в торжественные дни большие флаги и вымпел, а по ночам — факелы и фонари.

Вообще Русские живут дружно с Китайцами, Кяхтинские и Маймачинские жители нередко взаимно посещают друг друга, начиная с начальников. Но со­общения сие бывают только днем! Вечером все должны быть дома. Угощения обыкновенно начинаются и оканчиваются чаем, который предлагают тогда всех возможных сортов, один после другого. Если Китайцы превосходят хитростию в торговле Жидов и Армян, то должно отдать им справедливость в порядке исправности и некотором характере оригинальности, истинно им принадлежа­щее. В доказательство сего последнего рассказывают следующий анекдот. Г-н 'N, славящийся в Иркутске добрым сердцем и прямодушием, приезжал в Кях­ту для некоторых торговых дел. Бывши в Май-Май-Ченне, он пришел в лавку к богатому Китайцу, который принял его весьма учтиво. Они рассуждали о коммерции, о правах народных и проч. И N. так полюбил умного Китайца, что часто между разговором называл его «милым другом». Китаец быстро смотрел на N и угрюмо повторял слова: «Хорошо! хорошо! Друг! Посмот­рим!» Они прощаются, и N просит Китайца, что если он, когда будет в Ир­кутске, то приехал бы к нему в гости.