Фото Олега Нехаева. Представление

Вместе с коллегами из Нижнего Новгорода он занялся разработкой учета нерп с помощью гидроакустики. Были проведены эксперименты, показавшие реальность внедрения этого метода. Причем, именно обученная нерпа Злюка, великолепно выполнила роль модели. Она по команде Баранова принимала под водой различные позы, а ученые на их основе учились «читать» данные гидролокатора…

-- Теперь уже не о чем говорить, – скажет мне с грустью Баранов. – Ситуация изменилась. Я больше уже не научный сотрудник лаборатории. Ушел… Вернее, меня…»

Директор Лимнологического института СО РАН доктор химических наук, академик Михаил Грачев пояснил:

-- Нерпой мы не занимаемся… В Листвянке ученых не осталось. И больше нет научной школы по нерпе.

На мой вопрос о нравственной ответственности ученых за сохранение Байкала и его главного обитателя, ответил резко:

Фото Олега Нехаева. Академик Михаил Грачев-- Нравственность -- это не по моей части. Я – не священник. Это дело сугубо личное. Я нерпу не кушаю. Но другие едят, используют мех. Зачем же я буду им навязывать свою точку зрения…

Владимир Фиалков, директор Байкальского научного музея, в гигантском аквариуме которого содержатся нерпы, категорично утверждает обратное: «Нравственность должна быть в основе всего. Без этого нельзя! Ведь мы своими поступками как бы сами даем ответ: какой мир мы хотим видеть вокруг себя…»

А Евгений Баранов о нравственности говорить вообще не любит. И вообще он относит себя к «разряду явных пессимистов», которые очень хорошо знают реальную ситуацию:

-- Боюсь, что сначала мы до такой степени загадим чистейшую воду озера и погубим его обитателей, что когда опомнимся, то уже произойдут необратимые процессы. С помощью одних запретов Байкал не сохранить. Главное – в другом. Нужно менять сознание людей. Мы как раз в нерпинарии этим и занимаемся. Задача на ближайшие годы: добиться, чтобы хотя бы ношение шапок из нерпы стало дурным тоном. Не будет спроса – не будет и браконьеров.

Пообщавшись с иркутянами, убеждаюсь, что для большинства из них – нерпа, почти инопланетянин. Они практически ничего не знают о ней, хотя и живут рядом с Байкалом.

Евгений Баранов говорит по этому поводу: «Все эти стереотипные увещевания «о самом чистом и глубоком озере мира» -- как «ля-ля – тополя». Никакого воздействия. Чувства не затрагиваются. А теперь возьмите и понаблюдайте за людьми, которые приходят в наш нерпинарий. Заходят, как чужие. Уходят в большинстве, как родственные души: восхищенные нерпой и с гордостью за наш Байкал. Эти ощущения, хочется в это верить, у них останутся на всю жизнь».

ОЛЬХОНСКИЙ ПОЦЕЛУЙ

Тюлень Тито несется под водой, как торпеда. Затем, стремительно выпрыгивает и достает носом высоко подвешенный мяч. Это – самый захватывающий и уникальный номер их представления. Ничего подобного, нерпа, в отличие от дельфина, в природе не совершает. Но они ее все таки научили это делать.

Другой впечатляющий номер, когда Тито начинает гуашью писать картины, разными красками. Работы необычного абстракциониста тут же выставляются на зрительский аукцион. Стартовая цена -- 100 рублей. Рекорд продажи – полторы тысячи. Это, кстати, к вопросу о доходах. Публика приходит – небогатая. Четвертая часть картин так и остается нераспроданной.