По моему убеждению, надо всегда уметь извлекать из перемены обстоятельства тот вид пользы, для которой настоящие обстоятельства представляют наилучшие условия. Новое положение наше представляло все удобства для спокойной уединенной жизни, а поэтому и для умственных занятий; а то и другое составляли уже именно главную современную потребность для нашего общества. Давно уже всеми замечалось, что недовольство своим положением, усиленное еще внутренним неустройством, порождало скрытное раздражение, для обнаружения которого все служило предлогом, что поэтому и всякое незначительное сборище приводило часто к неприятным сценам, а, следовательно, всякое обязательное насильственное соединение, как того требовали предлагавшие возобновление общего стола и чая, увеличивая недовольство от принужденного действия, повело бы еще к большим столкновениям.
Кроме того, когда жили в одной комнате, вставать и ложиться вместе было делом необходимости; теперь же, при отдельном житье каждого лица, естественно было ожидать, что возьмут верх у каждого те привычки, которые он будет считать для себя наиболее удобными и свойственными, и тогда стеснять все это значило бы без нужды размножать источники неудовольствия и поводы к спорам о том, что и как требовать для всех. Что же касается до занятий, то, когда прошла пора казематных уступок, когда беспрестанно стали возникать столкновения, шум, споры — заниматься в общих комнатах буквально не стало возможности. Между тем умственные занятия становились все более и более безотлагательною потребностью как для обшего нравственного значения нашего, так и для обеспечения в будущем каждого.
Итак, отдельное помещение, удовлетворяя насущной потребности в этом отношении, отклоняло в то же время и случаи столкновения и должно было способствовать к успокоению раздражительности. Необходимо только было добиться такого устройства взаимных отношений, которое, не препятствуя добровольным соединениям для каких-либо общих целей, в то же время достаточно обеспечивало бы каждому законную и нужную долю самостоятельности и независимости.
Прежде всего необходимо было достигнуть личного справедливого обеспечения каждого, обязательного для общины; вслед за тем можно было подумать об устройстве уже из добровольных соглашений таких учреждений, которые способствовали бы умственному развитию и обеспечивали будущность лиц по выходе из каземата. И вот, именно для этого-то, видя, что общее неустройство и недовольство поддерживается, а между тем ничего для устранения их не принимается, а только хватаются за меры, которые не ведут ни к чему, я и выступил с требованием, «чтобы определенный взнос в общую кассу был обязателен для каждого в соразмерности с получаемыми им средствами, а выдача из кассы была всем одинаковая, достаточная для удовлетворения личных необходимых нужд каждого, как-то: стола, чая, белья и одежды, с небольшим запасом на мелочи». Для удобства и экономии, заведование хозяйственною частью должно быть общее: на это ежегодно по текущим ценам определяется часть из назначенной постоянной каждому лицу суммы, а остальное предоставляется в полное его личное распоряжение. Избранная комиссия должна выработать постановления, которые утверждаются общим согласием. В числе постановлений должны быть указания на правильные способы изменений и самих постановлений соответственно обстоятельствам, могущим измениться.
Предложение это, как и следовало ожидать, возбудило страшную бурю со стороны привилегированных, боявшихся потерять партизанов, а через то и личное значение, коль скоро все будут поставлены в независимость от того или Другого лица. Меня обвиняли в демагогических возбуждениях, в недоверии к благородству товарищей (богатых), в посягательстве на права собственности и пр.*
Тогда, видя, что напрасно будут убеждать людей, которых единственными двигателями были страсти и интересы, я выставил твердо такое положение: «Так как получать деньги сверх положения разрешено на том основании, чтобы помогать неимущим товарищам, лишенным по самому положению в заточении возможности к приобретению средств личным трудом, то помощь от богатых обязательна товарищам, для которых они и получают излишние деньги; и что если богатые не хотят этого признать, то остается одно средство потребовать от казны, что если она лишает нас заточением возможности трудиться, то и должна вполне содержать нас, т.е. давать пищу и одежду, потому что ясно, что при тюремном заточении на 2 руб. ассигнациями и два пуда муки в месяц существовать нельзя».
И вслед за сделанным открыто заявлением я, не теряя более слов, потребовал к себе коменданта и объявил ему, что он должен непременно сделать представление о несовместимости нашего заточения и лишения средств приобретать что-либо своим трудом (как могут делать то и делают живущие на воле ссыльные) с неимением казенного содержания, и что поэтому необходимо назначить его. Вместе с тем я сказал твердо коменданту, что если он не сделает этого, то я принесу жалобу на то первому ревизору, который будет прислан в каземат от государя (тогда об этом носились уже слухи).
Комендант страшно перепугался моим неожиданным требованием и твердостью моего категорического объявления. Он поспешил собрать сию же минуту богатых и объяснил им, что если сделать представление о казенном содержании, то первым последствием будет запрещение получать им деньги сверх назначенного вначале количества, и что поэтому, отказывая в обязательном обеспечении общины известным процентом с получаемой ими суммы, они и сами лишатся всего и не будут получать столько сотен, сколько теперь получают тысяч, а его подвергают ответственности, что не доносил правительству о злоупотреблениях.
* Так как я сам лично получал достаточно и ни от кого ничем не пользовался, и никакое учреждение не могло мне дать больше того, что я уже имел и что далеко превышало мои нужды, так как я их ограничивал, — то, разумеется, ни заподозрить меня в личных выгодах не могли, ни обвинить не смели, оттого и придумали, что я хочу играть роль демагога, как ни бессмысленно было это обвинение относительно человека, совершенно уединившегося и отрывавшегося от своих занятий только по требованию других.
Трудно себе представить, до какого раздражения против меня дошли богатые и их холопы. Они просто неистовствовали и сумели так сбить с толку людей, не знавших содержания моего разговора с комендантом, что со мною, который, сделав дело, снова углубился в свое уединение и не знал о всех происках, клеветах и сплетнях, вдруг перестали кланяться, за исключением нескольких человек, безусловно веривших в справедливость моих действий. Разумеется, когда наконец это дошло до меня, я положил конец всяким недоброжелательным рассказам, потребовав у коменданта, чтобы он публично объявил содержание моего разговора с ним. Хотя волнение сразу и не улеглось, но тем не менее, с одной стороны, твердость, обнаруженная мною против коменданта, не могла не произвести впечатления, а с другой, между партизанами богатых все те, которые, сохраняя еще остатки достоинства, с трудом переносили личную зависимость и те, которые стали сильно чувствовать эту зависимость вследствие возрастающей требовательности и невнимания, даже пренебрежения, к ним богатых, стали понимать, что и для них выгоднее и приличнее быть независимыми от того или другого лица и иметь собственное значение по голосу в общине, чем заимствовать его от покровительства патрона.
Продолжение ЗДЕСЬ
Примечания.
[34] Я тем более был уверен, что дело идет об учении, слышал еще
прежде, что горный начальник давно желал, чтобы кто-нибудь из
нас поучил его детей, и только комендант на это в Чите еще не
соглашался.
[35] Вегелин отравился из глупого тщеславия, над которым постоянно смеялись и которое оскорбляли. Приняв сильный яд, он изменил себе только тем, что захотел проститься со мною, «единственным человеком, которого он уважал», как выразился. Странность прощания возбудила мою догадку о причине. Я заставил его сознаться и принять немедленно бывшее под рукою противоядие, но все-таки последствия яда долго еще держали его между жизнью и смертью.
[36] Выше было упомянуто об огромной библиотеке по выписке на чрезвычайно большую сумму не только периодических изданий, но и всех вновь выходивших замечательных сочинений по всем специальностям и на всех наиболее известных языках, что при небольшом числе пользующихся и при единстве помещения представляло, так сказать, под рукою у каждого всю библиотеку, чего, конечно, нельзя надеяться никому иметь нигде.
[37] Ничто так часто не слышится, как жалобы на отсутствие чувства в обществе и в семье, и на непостоянство и непрочность чувства даже в сильнейшем его проявлении — в любви между мужчиною и женщиною, но удивляться, кажется, тут нечему. Все это и должно быть неизбежным следствием того, что, во-первых, при воспитании чувство в истинных, искренних, самостоятельных его проявлениях обыкновенно даже подавляется, а стараются возбуждать ложные чувства, источником которых большею частью бывает тщеславие, лицемерие и пр., а во-вторых, в самых понятиях о чувстве, в идее его, не разъясняются истинные признаки истинного или действительного чувства, которое, может, и должно иметь влечение не к вещественному предмету, не к нынешнему виду его, быстро изменяющемуся, не к отвлеченному понятию, не осуществляемому никогда действительностью, и потому неизбежно разрушаемому опытом, а к нравственным достоинствам и красоте. От неуяснения себе всего этого принимается за чувство то, что не только не есть истинное чувство, но еще несовместимо с ним и даже противоположно ему, а именно, во-первых, чувственное возбуждение, разрушаемое неизбежно не только изменением внешних условий (болезнею, устарением, тяготою недостатка и пр.), но и самым удовлетворением, если не поддерживаемое истинным чувством; во-вторых, обольщение воображения, также неизбежно разрушаемое опытом, как сказано выше. Истинное же чувство не может не быть прочно, не может даже не усиливаться со временем, потому что основывается на неизменных основаниях, потому что время усиливает само по себе всякое правильное отношение.
Поэтому-то, например, христианство, ставя всегда истинным выражением истинного чувства между мужчиною и женщиною только браки, ставило главным основанием брака честное исполнение долга в обязательстве или договоре, заключенном свободно «на основании разумного выбора», т.е. в таких условиях, которые делают истинное чувство возможным, с несомненною уверенностью, что где будут условия для возможности истинного чувства, там при обоюдном исполнении долга оно непременно явится как необходимое последствие, составляющее неотъемлемую принадлежность всякого разумного решения и действия, удовлетворяющих нашу совесть и тем подготовляющих лучшее основание, лучшую почву для истинного чувства, — душевное удовлетворение и спокойствие. Надо сказать, что все эти исследования не только не излишни при исследовании общественных оснований, но имеют живую непосредственную связь с ним. Без преобразования человеком самого себя невозможно правильное устройство семьи, а без правильного устройства семьи невозможно и правильное устройство общества.
[38] В том обществе, где нет правильного понятия о высшем проявлении чувства, не может быть правильного понятия о чувстве вообще, а следовательно, и никакого правильного чувства, ни истинного патриотизма, ни любви к свободе, ни справедливости и пр., и это по высшему закону единства духа, не допускающего смесь истины с ложью; поэтому идея о браке и была всегда ликом для означения общественного состояния. И когда мы говорили выше о свободном договоре для основания семьи, то разумели, как разумеет это и христианство, свободном не только от внешнего насилия, но и от ослепления страсти, всегда переходящего, как и все ложное, в реакцию противоположности и от расчетов корысти, всегда ненадежных. К несчастью, ничто не затемнено до такой степени не только обычаем, но и литературою, как основание семьи. В самом деле, не странно ли, что в обычных делах люди стараются иметь дело всегда с честными людьми, которых могут уважать потому, что на них можно положиться; а с другой стороны, заключив свободно договор, считают для себя делом чести, делом обязательным, исполнить его, хотя бы впоследствии он в некоторых отношениях и оказался бы невыгодным. В деле же брака, напротив, не видим ли мы постоянно, с каким легкомыслием соединяются люди, не только без всяких оснований для взаимного уважения, без которого никакое истинное чувство немыслимо, но и с заднею мыслью возможности неисполнения обязанности. После этого удивляться должно не тем последствиям, какие одни только неизбежно из этого и могут происходить, а тому, что могут удивляться таким последствиям, которые всегда можно представить наперед. К сожалению, литература запутала вопрос тем, что каждая сторона обвиняла противную, противопоставляя ей такие основания, в которых именно и заключалось в сущности то самое, в чем ее в свою очередь справедливо обвиняла противная сторона. Так, одна сторона, например, восставая против брака по расчету и противопоставляя ему любовь, сама разумела, однако, под любовью страсть; а та, которая восставала против страсти, противополагала ей разум, сама разумея тут расчет, тогда как истинное чувство всегда разумно, а все, что истинно разумно, приведет за собою непременно и истинное чувство.
Пророк, провещатель истины, относящейся не только к будущему, но и к настоящему и прошедшему.
[39] Хлопницкий был высечен за это кнутом, но по недосмотру ему было возвращено дворянство при коронации, в числе прочих поляков, которые были из дворян.
[40]Все что было законного и правильного в их просьбах, я исполнял, как свидетельствуют в том письма Бестужевых, Горбачевского, обоих Кюхельбекеров и пр. Кто проезжал через Читу, не искал гостеприимства в другом доме, кроме моего. Дочь Трубецкого, княгиня Волконская, В. Кюхельбекер с семейством были вполне в моей заботе. Бестужев жил у меня целый месяц, и, когда он «плавал на Амур», извлекая себе все выгоды, я с собственными расходами хлопотал о его делах.