***

У чумаХристиане же, нередко несколько лет спустя, венчаются в какой-нибудь тундренной церкви или в ближайпием селе, куда выходят для взноса ясака, где нередко венчанье происходить гуртомь, по нескольку парь за раз; тоже самое происходить и с крестинами. Как хоронить так и венчать по христиански, христианинь-тунгусь не считает особенно важным и если он это делает, то только лишь из страха наказания или большей уплаты священнику за неисполненную требу, которая нередко, а в особенности в прежнее время, обходилась дороже свадебнаго калыма.

Тунгусы не христиане не хоронят своих умерших в землю, а кладуть тело, на устраиваемый между двух соседних деревьев лабаз, в том платье в каком покойный умерь, обкладывая такового всеми принадлежащими ему вещами, но приведенными в негодное состояние. Лабаз делается на сажень или полторы от земли, кора с дерев соскабливается и дерева обмазываются кровью убитого тут же оленя. Умерших женщин зашивают вь оленину и вместе сь принадлежащими ей, также сломанными, вещами кладуть на землю в лесу и заваливают труп ветвями. христиане-тунгусы, зарывають своих покойников, где-нибудь в лесу в землю со всеми ему или ей принадлежащими и приведенными в негодность вещами.

Тунгусы очень боятся своих покойников и тотчас после похорон умершего своего родича перекочевываиот на другое место. Тунгусы точно также боятся и повальных болезней, яавеённых к ним, по их понятию, злыми духами. Больные такими болезнями покидаются на произво.т судьбы, да и что им делать в этом случае, как не спасаться бегством, ведь иных средств у них нет, а медицинской помощи искать негде. Жену тунгус любит и ласкает; если он не крещеный, то имеет не одну, а две или три жены и во избежание ссор, для каждой делается отдельный чум.

Хотя нравственность тунгусок не особенно высока, однако же неверных жен относительно немного, к тому же нынешнее время за неверность не так строго взыскивают как прежде, когда дело доходило до ножей; ныне от всех этих неприятностей можно откупиться деньгами, оленями, табаком, водкой, а легонькая потасовка при этом несчитается ни во что. Девушки ведут себя довольно свободно и любовные шашни между молодежью не редки, да впрочем на это и мало обращается внимания.

Тунгусы гостеприимны и для гостя ничего не пожалеют, того же они требуют и в отношении себя. Между собою тунгусы приветливы и ласковы, к старшим почтительны и готовы помочь чем могут своему соседу и соплеменнику. Они не прочь и повеселиться, в особенности если есть водочка; тунгусы песен не поют, а при круговом танце, вокруг воткнутой в землю палки, припевают в такт, переступая с ноги на ногу,—так проводится иногда вся ночь. У тунгусов есть сказки про старинных своих богатырей в которых повествуется о их подвигах.

***


Отобрано для ВАС:

*

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Несколько его прозаических произведений признаны победителями литературных конкурсов. Автор награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания Союза журналистов РФ «Золотое перо России» и высшей награды "Честь. Достоинство. Профессионализм"