Kypriynov 3 800

 

▓▒ 5 августа 2022 года. «На границе Курганской и Тюменской областей в районе селенья Частоозерье мы ехали вчера по совершенно ровной дороге в абсолютно ровных полях. В полях ярко жёлтых – зелёные перелески. Сам лес был далеко, как бы уважительно уступив место хлебам... После 20-30 минут езды, со мной случилось нечто трудно описываемое. Мной овладел сильнейший восторг. Какое-то первобытное ощущение - радости и счастья. я не мог остановиться , но мог проехать по этим полям сколь угодно не чувствуя усталости. Не знаю как описать. Любовь к близким и к этой земле... В этом чувстве всепоглощающей «вселенской» любви не было жеманности и умиления, но была страсть и сила. По-моему, я выполнил уже одну из задач путешествия. Я не собираюсь отдавать это курганское чувство лжецарям и их дворне. Да и просто царям...». Из Телеграмм-канала «Хорошо, что нет царя».


Следующему его предложению очень многие удивятся. Он считает, что нам надо "придумать Россию":


– Когда монах Филофей писал, что Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать, эта формула была итогом большой интеллектуальной работы по выдумыванию России. Иван Грозный переписывал летописи и выстраивал идеологию московского царства как прямого и единственного наследника Киевской Руси. В XVII веке Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном придумывают свою Россию. Славянофилы тоже придумывали свою Россию, как и западники. Сталин тоже придумал свою Россию. Этим занимались люди «оттепели» и деревенщики. Каждый, кто что-то менял или хотел менять в России, делал это на основе нового конструкта, нового образа — то есть перепридумывал Россию».


Kypriynov luza 500Я совершенно не согласен, что таким вот образом придумывается Россия и затем остаётся в восприятии её определённый образ. Народу в этом случае отводится роль массы. В пример привожу упомянутых им «деревенщиков».
За всё время существования страны большую часть истории она была деревенской державой. Даже сельской начала становиться только к началу двадцатого века. Переломный момент наступит в 1956 году, когда крестьяне массово ринулись в города. Не от хорошей жизни. До этого на местах их удерживал сталинский режим. Теперь у них появилась возможность самим выбирать, где жить.


С начала 60-х по середину 80-х годов прошлого века население российских городов получило гигантскую деревенскую прибавку в 47 миллионов человек. Впервые за всю нашу историю большинство народа стало покупать хлеб в магазинах, а не печь его дома. Каждый второй новый житель городов в этот период был мигрантом. И именно за этот короткий исторический отрезок три четверти россиян стали числиться горожанами. По крайней мере, к этой категории их стала относить официальная статистика. А на самом деле правильнее их было именовать крестьянами, обживающимися в городах. Настоящими горожанами они становились не ранее, чем через одно два-поколения.

 

Что их волновало в то время: трудное приживание на новом месте, тоска по покинутой родине, память о своём роде. «Деревенщики», публицисты и писатели, почувствовали эту народную тоску по утерянному и откликнулись на него своими произведениями. Так впервые после революции появился в литературе не надуманный советский труженик будущего, а обычный человек от земли, с думами о душе и о простейшем бытоустройстве.

 

«Деревенщики» сумели талантливо выразить то, что хотел слышать народ. И власть не мешала им быть услышанными. Так и «появилась» тогда та, другая Россия, устремлённая к вере. И мне думается, что этот процесс всегда имеет народную первооснову. Просто-напросто народ надо уметь слушать.

 

Борис Куприянов мой вывод признаёт интересным и соглашается, что его нужно обдумать. И, как бы косвенным подтверждением правомочности темы служит его высказывание о том, что известные писатели «деревенщики» – Василий Шукшин, Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев – крестьянами по сути не были. Да и прозу их правильнее называть нравственной, а не деревенской. И в этом мы приходим с Куприяновым к обоюдному согласию.

 

Kypriynov fonari 500▓▒ 6 августа 2022 года. «В Омске присутствует стеснительный протест. Прежде всего это, конечно, «урбанистические» фонари на набережной Иртыша, которые как косы святящиеся ледяным светом выглядят как гонцы смерти! Но и рестораны не отстают, в названиях блюд и коктейлей есть что-то подозрительное)). Одно из самых вкусных мест в городе называется «место про тесто». Из Телеграмм-канала «Хорошо, что нет царя».

 

Далее Борис Куприянов говорит о том, что после крушения Советского Союза у власти оказались люди, уверенные, «что рынок всё поставит на свои места и нет никакого смысла тратить время и усилия на создание каких-то отвлеченных концептов. В итоге мы получили вместо новой России пустоту, заполненную тотальными эрзацами».

 

Здесь нужно отметить, что с этого же периода на арену начали выходить те самые «просветители», которые создали культурный мир для самих себя, а не для России. Но и государство не смогло предложить народу ничего жизнеспособного. Несколько раз уже у нас пытались озвучить разные национальные идеи, которые забывались на следующий день. Пытались также указать путь на возрождение былого величия в виде повторения успешных начинаний Российской империи или СССР.

Но до сих пор не получилось создать ни одного существенного общенационального культурного проекта наподобие послереволюционного ликбеза. А сегодня требуется уже программа ликвидации общероссийского бескультурья. Телевизор его только добавляет.

Борис Куприянов вдруг говорит о том, чего нет в его манифесте. О том, что сегодня самая большая опасность, которая нам угрожает -- культурное обнищание народа. И говорит он об этом с болью, нервно закуривая сигарету.

 

Kypriynov dacan 500▓▒ 12 августа 2022 года. По дороге на юг Бурятии. «Кяхта на самой границе с Монголией. Нас даже строго и долго проверяли пограничники на посту перед городом, он уже в погранзоне. Город был очень богат, старых зданий больше чем в Улан-Уде. Три огромных храма сравнимых с Елоховским собором... Дорога (кое-где плохая) но последние 80 км перед границей с покрытием чудесным. А уж какой она красоты! То совершенно «голые» сопки, то чудесный, прозрачный сосновый лес, то в долинах невысокие деревья похожие на оливы. А если еще добавить великие дацаны… Бурятия потрясающе красива». Из Телеграмм-канала «Хорошо, что нет царя».

 

Его манифест был опубликован на радикально-либеральном ресурсе Полит.Ру. Название одного из разделов – «Научиться разговаривать со всеми». Только это явно не та площадка для такого разговора «со всеми». Но именно журналисты этого издания захотели порасуждать «О том, что важно исправить, изменить, переделать, переосмыслить»... когда «происходящее сейчас с нами и нашей страной настолько значительно и драматично». И надо заметить, что-то о чём говорит Борис Куприянов – камень и в их огород тоже. Но они это всё публикуют. А говорит он вот о чём:

Kypriynov dom 500«У нас сейчас есть большой соблазн копаться в нашем прошлом, бесконечно пережевывать родовые травмы и призывать ко всеобщему покаянию. По сути это то же самое, что манипуляции и спекуляции на былом величии. В 90-е уже была совершена эта ошибка, когда, как сказал один мой хороший знакомый, произошла «приватизация собственности и национализация греха». Нам всем объясняли, что мы должны покаяться за Советский союз, за Сталина, за ГУЛАГ. Почему за Сталина? В позднее советское время не было никакого Сталина. Люди, к которым обращались с требованием покаяния, вообще не понимали, причем здесь они. Русские умеют каяться, по-настоящему, со слезами — в православной традиции покаяние очень важное действо. Русские понимают, что такое метанойя. Я, как и очень многие русские, не могу спокойно относиться к событиям 30-х годов, история моей семьи не дает спокойно относиться к этому, человеческое нравственное чувство не дает. Но во многом именно требование всеобщего покаяния за сталинизм и породило культ одобрения Сталина в нынешней России. Когда люди видят несправедливость вокруг, которая только нарастает, и от них почему-то требуют покаяния в том, что они не чувствуют своим грехом, — это работает как детонатор отрицания... Прошлое важно только как опыт ошибок и удач, но не как отправная точка».


Kypriynov Kitay 500▓▒ 14 августа 2022 года. После Благовещенска. «Когда едешь по России. Видно, что двуглавый наш орёл направлен на запад и на восток, как бы соревновательно. Большая голова – Россия «до Камня» и Сибирь, на самом деле, смотрит на запад, а Дальний Восток, маааленькая головушка, смотрит на Восток. Посередине Чита, которая, кажется, слепая.
Так к чему это я… Может быть орлу перестать смотреть на Восток и на Запад? Перестать постоянно вызывать их реакцию, то безобразными, неприличными выходками, то подхалимажем. Перестать рассказывать всякую ерунду «как там у них». Перестать кусать и откусывать. А посмотреть внутрь себя... Просто может о России стоит подумать: о дорогах, школах, библиотеках, транспорте, работе...» Из Телеграмм-канала «Хорошо, что нет царя».


Борис Куприянов уверен, что «...нельзя построить будущее только для нас, правильных и хороших. Нет никакого будущего только для либералов, только для леваков, только для державников. Если есть будущее, то оно для всех. И поэтому первое, что нам нужно, — научиться разговаривать со всеми». Если в чем-то нам и надо сейчас по-настоящему виниться, так это в том, что мы начали делить русское общество на своих и чужих. Это ведь у нас была придумана идея двух народов: «один с айфоном, другой с шансоном», «посмотрите, какие прекрасные лица». И дело тут не только в самом противостоянии, но и в предельном упрощении картины — в сведении всего к почти гностическому дуализму. И это придумали именно мы, а не власть, не Путин. Власть концентрировала ресурсы в экономике, заменяя тысячи мелких лавочек десятком сетей. Ей ограниченным числом крупных игроков управлять куда проще, чем десятками тысяч предприятий, они активно сокращали разнообразие в сфере денег и экономики. Ну, а мы, разделив людей на два народа, сделали за них большую часть работы для социальной консолидации.
И теперь если мы хотим какое-то будущее, надо преодолеть наше высокомерие и перестать делить людей…»

 

Kypriynov mayk 500▓▒ 17 августа 2022 года. «Широта Крымская, долгота колымская! Доехали. Мы во Владивостоке. 10250 километров, не один гаишник не остановил, только пограничник в Кяхте... Это было очень здорово. И многое стало понятно! Если коротко, я не уеду из России. Это моя страна. Выслать, наверное, можете, посадить, наверное. Но так просто её отдавать не собираюсь!» Из Телеграмм-канала «Хорошо, что нет царя».


Фото автора и Бориса Куприянова.

 

 

*Текст данной публикации был создан автором во время его нахождения в Резиденции Дома творчества Переделкино



 

 otobrano dly vas

 

 

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Несколько его прозаических произведений признаны победителями литературных конкурсов. Автор награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания Союза журналистов РФ «Золотое перо России» и высшей награды "Честь. Достоинство. Профессионализм"