Ulibka stsrovera 800

ГРЕХАМ НЕ ПОТВОРСТВУЮТ

Со старообрядцами-беспоповцами судьба меня сводила много раз. В Туве, в Эвенкии, в Енисейском, Мотыгинском, Богучанском, Абанском, Ирбейском, Тасеевском и Кежемском районах. Везде они — особенные и разные.

Существующее представление об их нелюдимости, о том, что чужаку даже воды напится не дадут — на практике проявляется очень редко. Обычно они приветливы и готовы помочь, чем могут. Правда, при одном условии, если вы будете открыты к ним душой. Но в любом случае, на своей территории они не терпят пьяных, курящих, матерщинников и воров. Грехам не потворствуют. И человеку из другой жизни с ними зачастую приходится трудно. Цивилизованные привычки дают о себе знать.

В Шивере меня пригласили на ночлег и предложили оставить лодку с поклажей на берегу. Мне не хотелось обидеть гостеприимного старообрядца, но всю ночь я спал, как перепуганный заяц. Отплывал я довольный и удивлённый сохранностью всего того, что оставил без присмотра.

Несколько раз я видел, как те, с кем общался накануне, вдруг преображались. Женщины и девушки представали в красивых сарафанах, мужчины — в цветастых косоворотках, подпоясанных пояском. Думал, что в честь праздника. Оказалось, в честь небритого журналиста-гостя.

Skura medvedia 500У них до сих пор сохраняется возвышенное отношение к образованности. Вернее, к знаниям. Причём, это их давняя традиция. Ещё в те времена, когда Россия была почти поголовно неграмотной, среди старообрядцев считалось нормой умение читать и считать. Сегодня, там, где у них нет школ, некоторые отправляют детей учиться в интернаты. Отправляют, скрепя сердце. Потому что их чадам предстоит впервые соприкоснуться с телевизорами и компьютерами.

Ещё одна особенность. У них трепетное отношение к человеку, к памяти предков. Родословную знают по седьмое колено. К детям обращаются по именам ласково и с подчёркнутым достоинством. Никаких пренебрежительных «санек», «ванек», «танек», «ирок» – здесь вы не услышите.

Отличительная особенность мужчин-старообрядцев – бороды. Сбрить допускается единственный раз в жизни. Во время службы в армии или на войне. Доблесть защищать Родину — выше греха «бритой рожи». Но в последние годы, тех, у кого нет среднего образования, служить не берут. В их поселениях проблема со школами-десятилетками. И это не их вина.

Чем питаются? То, что выращивают в своём подворье, на огороде, то и едят. Прибавкой является добыча с рыбалки и охоты. Но жировать им не приходится. Много строгих постов, когда нельзя ничего есть молочного и мясного. Потому всегда заготавливают много ягод, грибов и различных солений. Чай и кофе не пьют. В ходу травяные настои и квас. Привозные магазинные продукты употребляют, но очень и очень выборочно. Не прикасаются к тем, где упаковка с особой маркировкой, в которой видят «число зверя». Водка под запретом. Но трезвенниками они не являются. Хмельная медовуха есть почти в каждом доме.  

Deti taygi 460Монахи не случайно ходят в чёрных одеждах. Потому что, когда не молятся, они с утра до ночи – чернорабочие. Старообрядцы в этом очень похожи на них. Трудяги невероятные. Техники не чураются. Умельцев и изобретателей – пруд пруди в каждом селении. В Прилуках, например, сделан желобной родниковый водопровод. В Бурном, где крутой берег, воду из реки поднимают по тросу. В нескольких поселениях мастера делают большие катера, на которых плавают по Ангаре и Енисею.

С землёй обращаются так, как будто знают какой-то секрет. В северном Приангарье выращивают большие, сладкие арбузы и дыни. В доме у всех чисто и опрятно. Почти каждая женщина – прекрасная рукодельница и стряпуха. Если одарят вас гостеприимством – будет сытно, вкусно и радостно.

…Мы часто говорим о наших, чуть ли не национальных недостатках: что бываем ленивы, много выпиваем и сквернословим. Но почему-то старообрядцам такие пороки не свойственны. И при этом мы с ними одного корня.               

Затесь пятая. В 1863 году в Польше начался мятеж против России. Под знамена бунтарей встали не только поляки, но и итальянцы, венгры, французы. Пожар восстания разгорелся и перекинулся на белорусские земли, где было много поселений старообрядцев. Поляки задействовали призыв «За нашу и вашу свободу!», чтобы привлечь на свою сторону «российских рабов». Но старообрядцы без раздумий начали сражаться с «шайкой бандитов». Отечество не предали. Известный писатель и чиновник по особым поручениям Мельников-Печёрский, до этого ярый «искоренитель раскольников», решительно потребовал от правительства предоставления им гражданских прав. Но его требования быстро забыли. А старообрядцы так и оставались униженными и бесправными.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"