На моем столе лежит изданная в 1924 году в Праге книга «Очерки нового международного права». Ее автор (М. Циммерман), анализируя правовые моменты Лиги Наций, приводит множество фактов, как в прошлом правители разных империй, прикрываясь словом «мир», осуществляли свою гегемонистскую политику.
Владыки Римской империи утверждали, что мир во всем мире воцарится только тогда, когда всеми народами будет править римский император.
Папы римские толковали о христианском мире и попутно жестоко расправлялись с инакомыслящими.
Во времена средневековья католическая церковь сжигала на кострах людей, обвинив их в подстрекательстве против порядка и спокойствия...
Бегут годы, проходят века, но не исчезают правители-лжемиротворцы, истребляющие целые нации.
В столице Кампучии Пномпене мне довелось побывать в бывшем лагере пыток и смерти, оборудованном в помещении школы. Кровь стынет в жилах при виде орудий пыток, которыми пользовались палачи клики Пол Пота — Йенг Сари. В разных местах страны я видел раскопанные могилы жертв массовых убийств. Горы проломленных бамбуковыми палками черепов. Осуществляя затеянный ими чудовищный эксперимент по созданию общества коммун, сатрапы Пол Пота в короткий срок уничтожили более трех миллионов соотечественников.
Слушая жуткий покой у раскопанных могил жертв геноцида на кампучийской земле, я вспомнил трагическую судьбу литовской деревни Пирчюпис. Гитлеровские оккупанты загнали в сарай сто тринадцать жителей этой деревни — детей, стариков, мужчин и женщин — подожгли его. Офицер вермахта, руководивший этой жуткой операцией смерти, заявил у неостывшего пепелища: «Теперь в этой деревне будет спокойно».
...На кувейтском базаре я видел, как владелец одной из лавчонок, протягивая покупателю товар, закрывает глаза.
— Вы знаете, почему он так делает? — спросил сопровождавший меня кувейтский писатель. — Если выяснится, что товар плохой, и покупатель вернется назад, лавочник сможет со спокойной совестью заявить, будто не видел, какой товар взял покупатель. Что ж, можно, при определенной изворотливости, обмануть покупателя и даже всевидящего аллаха. Можно, как говорят в народе, постоянно обманывать одного или один раз обмануть всех. Но нельзя обманывать всех и постоянно.