На моем столе лежит изданная в 1924 го­ду в Праге книга «Очерки нового междуна­родного права». Ее автор (М. Циммерман), анализируя правовые моменты Лиги Наций, приводит множество фактов, как в прошлом правители разных империй, прикрываясь словом «мир», осуществляли свою гегемонистскую политику.

Владыки Римской империи утверждали, что мир во всем мире воцарится только тог­да, когда всеми народами будет править римский император.

Папы римские толковали о христианском мире и попутно жестоко расправлялись с инакомыслящими.

Во времена средневековья католическая церковь сжигала на кострах людей, обвинив их в подстрекательстве против порядка и спокойствия...

Бегут годы, проходят века, но не исчеза­ют правители-лжемиротворцы, истребляю­щие целые нации.

В столице Кампучии Пномпене мне дове­лось побывать в бывшем лагере пыток и смерти, оборудованном в помещении шко­лы. Кровь стынет в жилах при виде орудий пыток, которыми пользовались палачи кли­ки Пол Пота — Йенг Сари. В разных местах страны я видел раскопанные могилы жертв массовых убийств. Горы проломленных бам­буковыми палками черепов. Осуществляя затеянный ими чудовищный эксперимент по созданию общества коммун, сатрапы Пол По­та в короткий срок уничтожили более трех миллионов соотечественников.

Слушая жуткий покой у раскопанных мо­гил жертв геноцида на кампучийской земле, я вспомнил трагическую судьбу литовской деревни Пирчюпис. Гитлеровские оккупанты загнали в сарай сто тринадцать жителей этой деревни — детей, стариков, мужчин и женщин — подожгли его. Офицер вермахта, руководивший этой жуткой операцией смер­ти, заявил у неостывшего пепелища: «Теперь в этой деревне будет спокойно».

...На кувейтском базаре я видел, как вла­делец одной из лавчонок, протягивая поку­пателю товар, закрывает глаза.

— Вы знаете, почему он так делает? — спросил сопровождавший меня кувейтский писатель. — Если выяснится, что товар пло­хой, и покупатель вернется назад, лавочник сможет со спокойной совестью заявить, буд­то не видел, какой товар взял покупатель. Что ж, можно, при определенной изворот­ливости, обмануть покупателя и даже все­видящего аллаха. Можно, как говорят в на­роде, постоянно обманывать одного или один раз обмануть всех. Но нельзя обманы­вать всех и постоянно.