Некоторые факты из истории налета на наш самолет стали известны лишь позднее на пресс-конференциях в Москве и Вашинг­тоне. Американская печать вначале сообщи­ла, что из самолета изъяты три ящика с «приборами оборонного назначения». Во вре­мя захвата самолета были конфискованы за­пасные части навигационных систем, приоб­ретенные ранее и привезенные для гарантий­ного ремонта. Но, согласно действующим за­конам, этими системами обязаны пользовать­ся советские пассажирские самолеты, направляющиеся в США. Газета «Нью-Йорк тайме», проверив факты, сообщила, что упо­мянутое оборудование было приобретено у компании «Норден системс» по выданным властями лицензиям. Это подтвердило и ми­нистерство торговли США. Служащие та­можни международного аэропорта Вашинг­тона заблаговременно проверили груз и дали разрешение на его погрузку в самолет... Од­нако в то время мы—пассажиры самолета— еще не знали этого. В голову лезли разные мысли.

«...Америка дала мировой цивилизации не­боскребы, автомобили и жевательную резин­ку»,— вспомнились слова одного знакомого американца.

Из 50 самых высоких домов мира 45 стоят на земле США. Долгое время всех пора­жал головокружительный 102-этажный Эмпайр стейт билдинг высотой 1250 футов (1 фут = 30,48 сантиметра). Недавно этого каменного нью-йоркского рекордсмена зат­мил выросший неподалеку от набережной Гудзона Всемирный торговый центр в 110 этажей. На этот гигант высотой 1353 фута, оцененный в 5 миллиардов долларов, мы поднялись на быстроходном лифте за 57 се­кунд. Заходило солнце, и виден был окра­шенный в розовые тона, изрезанный граня­ми небоскребов горизонт. Какими ничтож­ными казались под ногами другие нью-йорк­ские великаны! Как могуч человек, умею­щий создавать подобные творения! Однако сейчас и Всемирный торговый центр лишил­ся короны самого высокого дома. В Чикаго небо рассекает насчитывающий столько же этажей, но высотой в 1450 футов Сире Робак билдинг.

А как обстоят дела со вторым изобретени­ем американцев — автомобилем? Каждый пятый американец связан с производством или обслуживанием машин. Они запрудили улицы, породили энергетический кризис. Но неожиданно американский автомобиль ока­зался нокаутированным на рынке его япон­ским собратом. За последние три года про­изводство автомобилей в США сократилось на 30 процентов. Только за один год че­тырехколесная индустрия Детройта понесла убытки в 4 миллиарда долларов. 200 тысяч рабочих потеряли работу. В то же время ежедневно в американских портах с япон­ских судов разгружается по шесть тысяч «тойот», «датсунов», «мазд» и «хонд». Ве­дется война без пушек и атомных бомб.

Глубокие потрясения переживает и третье американское изобретение — жевательная резинка. «Ренессанс жевательной резин­ки!»—такую пропитанную оптимизмом рек­ламу я видел в вагонах нью-йоркского метро.

Купив новый «Поперминт», я обнаружил в массе каплю густой жидкости с приятным вкусом и запахом. Она, очевидно, и положи­ла начало ренессансу жевательной резинки. Сейчас в США миллионы натуральных и искусственных зубов вновь с большим азар­том жуют мягкую и неубывающую массу.