4.

Лам заграничных, чужих подданных, в улусы к себе ясачным иноземцам не принимать и не пропускать и довольствоватца теми Ламами, которые после разграниченья остались в Российском разграничении, за многие притчины:

— дабы Российских подданных пожитки не чужим, по своим доставались;

— между Ламами не без обманщиков бывает, дабы шаманством и протчим непорядком простых людей не грабили; ежели же оставшихся Лам в Россий­ской стороне по нынешнему разграничью недовольно, в таком случае выби­рать их между собою из каждаго роду по два Ламчика благоразумных и к науке охотных, хотя из сирот или кто похочет, отдавать Тайше Лупсану, дабы при нем обретающиеся Ламы оных учили Мунгальской грамоте и протчему, что таким принадлежит, дабы верноподданным ныне и впредь в чужих Ла­мах не было нужды; а которые выучатся совершенно Мунгальской грамоте, в которой Российским подданным иноземцам не без нужды, тех обнадеживать милостию Его Императорского Величества в произведения чинов в началь­ники.

5.

Свадьбы и женитьбы имеют быть между Российскими подданными по их закону и обыкновению добровольно, без принуждения не допуская никого к неправде и озлоблению; девиц брать в жены из подданных Его Император­ского Величества, а в Мунгальскую землицу своих не отдавать и чужих не брать, дабы калымом и протчим таким непорядком Российских подданных не Разорять, и под притчиною свойства за границу друг к другу не переходить, Из чего может произойти ссора и противность.

 

6.

Которые ясачные иноземцы из рода в род перебежали, тех собирать и 8 прежней род с женами и с детьми и с пожитки отсылать без укоснения, Чабы каждого роду улусные люди жили под ведением своих начальников и были б у оных начальников во всякой послушности, исполняя повеление Указу почитать Его Императорского Величества, в чем нужда позовет, а между родами таких не было б, за которых без начальников некому ответствовать, из чего бывает воровство и непостоянство.

7.

Объявите ж верноподданным иноземцам: ежели купцы русские или протчие укрывались от прямой дороги Кяхтинской и Цурухайтуевской в утайке Государевых пошлин, будут объезжать другими дорогами, и товары без тамо­женных выписей провозить, и скот или протчее, кроме Кяхтинской и Цуру. хайтуевской дороги гонять, и таких преступников велеть им ловить и с товары приводить на Кяхту и на Цурухайту, и объявить таможенному Голове; из чего три доли возьмутся в казну Его Императорского Величества, а четвертая от­дается тому, кто такого преступника поймает; а кто хочет торговать на Кях­тинской и Цурухайтуевской слободах, кроме провианту и мягкой рухляди, заплатя пошлины по Указу, тому позволяется, токмо б иными дорогами ни по которому образу не переезжали; ибо на Кяхтинской и Цурухайтуевской заста­вах имеют быть осмотрены. Дан в Селенгинску Июня 27 дня 1728 году».


Отобрано для ВАС:

*

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"