VI. ВЛИЯНИЕ КОНТРАБАНДЫ НА ТОРГОВЛЮ

В КЯХТЕ

В Кяхте знали и следили за ходом первой войны Англии с Китаем и понимали, что водворение англичан в Китай с своими изделиями и вывоз оттуда в громадном количестве чаев в Европу должны неминуемо отразиться на торговле нашей с Китаем, но мер противу этого не принимали да и не могли ничего сделать. Впрочем, тогда утешались надеждой, что правительство, установившее с такими условиями непосредственную торговлю нашу с Китаем, и, видя столько от нее пользы, не допустит ее до упадка по какому-нибудь иностранному влиянию; в особенности крепко надеялись на действительные меры противу чайной контрабанды, которую тогда стали сильно преследовать и задержанный чай сжигали; но все эти мечты и упования при первой встрече с существенностию разлетелись. Первое влияние чайной контрабанды отразилось на кяхтинской торговле при распродаже чаев в Нижегородской ярмарке 1847 года. Чаи наши были проданы с тяжким убытком, так что из цветочного неквадратн. чая, стоившего здесь без пошлин от 50 до 70 р. сер., выручено от 20 до 32 р. за место. Тогда стали придумывать разныя меры: первым делом было употребить все старание, чтобы удешевить чай при самом вымене его от китайцев. По возвращении из ярмарки в Кяхту, когда узналй» что китайцы заготовили для России почти двойную пропорцию чая, купцы наложили на свои товары противу прежних цен 50 проц. и по возможности выдержали эти цены, так что в 1848 году чаи достались вместо 50 на 30 руб. сер. Их отправлено было на ярмарку довольно большее количество, вследствие чего и проданы они весьма дешево. Большая масса отошла по 115 р. за место, тогда как пред тем они продавались от 140 до 160 р.; этой дешевизной отодвинули на некоторое время или прекратили контрабанду. Но такое благополучие оказалось весьма кратковременным. Китайцы, научившись опытом, как с ними поступают при излишне заготовленной для России пропорции чая, заготовили на будущий год гораздо менее и придумали еще вспомогательное средство, обратив внимание своего правительства на прежнюю инструкцию, по которой, между прочим, и выпуск из Калгана чаев был ограничен билетами, полагая на каждый билет по 300 цыбик., но билетов этих (или цхе) в последнее время почти не брали. При строгом исполнении инструкции, привоз в Россию чая в 1849 году ограничился только 39-ю т. цыбиков в год, которые и были отправлены в Россию в три раза. При размене их на русские товары, китайцы взяли с нас порядочную цену, так что чаи нам в 1849 обошлись почти вдвое против цены 1848 г. Чай стал продаваться в России дороже, и контрабанда вошла опять в свои права. С такими-то переменами и производилась торговля до 1853 года, т. е. до того времени, как обнаружилось в Китае возмущение.

 

VII. О ВОЗМУЩЕНИИ В КИТАЕ

Успехи англичан в Китае не ограничились влиянием на одну чайную торговлю, они поколебали все основание китайского правительства, ибо до этой войны весь народ Китая находился в страшном рабстве пред правительством и поставленными от него чиновниками, пользовавшимися своею властию до невероятных пределов; но потом, когда увидели, что правительство их не так сильно, как оно казалось прежде, что оно при борьбе с иностранцами должно было уступить, заплатив им даже огромную контрибуцию, которую, по расхищении мандаринами казенных запасов, собрали с того же народа, между тем с появлением иностранцев в Китае, появились и другие идеи, вследствие чего и стало обнаруживаться понемногу волнение, которое, оставаясь при бессилии правительства долго безнаказанным, приняло более сильные размеры и кончилось тем, что половина государства самой лучшей и населенной полосы отложилось от Манджурского правительства и инсургенты, охватив все главнейшия промышленные города Китая, беспрерывно угрожают Пекину и лежащим за ним Северным провинциям. Такое положение дел в Китае, конечно, не могло не отразиться на нашей торговле и потому в исходе 1852 г. все ярмарки и торговые пути в Китай закрылись, сбыт наших товаров там совершенно прекратился и китайцы, торговавшие с нами, стали требовать одного серебра, так как оно в Китае до того вздорожало, что наши сукна, стоившие прежде 25 и 26 лан за половинку, отдавались по 10 и 12 лан, лишь бы достать серебра. Вследствие сего и вымен всех русских товаров в 1853 г. на Кяхте остановился. А как русским для оборотов торговли и снабжения своих рынков нужно было приобрести хотя бы какую-нибудь пропорцию чая, то многие в необходимости были отдавать свои товары за бесценок, чрез что цена на чаи в России возвысилась до 220 р. за цыбик, а розничные торговцы воспользовались дорогою покупкою кяхтинских чаев и стали продавать их еще более с подмесью дешевого контрабандного спитого и поддельного чая, примешивая его наполовину и больше, чрез что всех потребителей чая совершенно вооружили противу чайно-кяхтинской торговли. После этого весь авторитет торговли упал и все представления в пользу ее оставались уже без всякаго уважения.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"