В Май-май-ченн приезжают нередко знатные особы, духовные и светские, из разных стран Монголии для закупки Русских и Китайских товаров, которые трудно получить в малых городах. Здесь живут и Бухарцы, торгующие исключительно ревенем.

В обоих Кяхтинских торговых местах Русские обходятся весьма коротко с Китайцами и для торгу беспрепятственно ходят из одной слободы в другую. Манджурский пограничный начальник Дзаргочий посещает Русских чиновников и принимает их у себя. Но сообщение сие происходит только днем, вечером все должны быть дома. По пробитии зари в Русской слободе, поднимается на дворе Дзаргочия ракетка и ворота в обеих слободах запираются до утра.

I Дзаргочий управляет судною частию в Май-май-ченне. Все купцы и приезжие из Китая должны предъявлять ему полученные ими позволения на отправление торга; он решает споры между Китайцами и Монголами. В помощь ему дан низший чиновник, обыкновенно из Манджуров, называемый Бошха, т. е. Коммисар. Власть его невелика. О происшествиях на границе, от Горби- цы до Иртыша, как-то о переходе чрез рубеж, о воровствах и пр. доносят ближайшие передовые посты письменно Русской пограничной Канцелярии на Кяхте и Дзаргочию в Май-май-чение. В неважных случаях решение определяется весьма скоро. Для лучшего обозрения границы и всех находящихся на ней караулов, разделена она в известных расстояниях на части, имеющие особых надзирателей. Они живут в пограничных многолюдных селениях, где всегда бывают не без дела, и сносятся изустно с живущими против них Китайскими и Монгольскими начальниками. О всех пограничных военных делах Русский пограничный Коммисар сно«ится, по поручению Канцелярии, с Китайским Бошхою на Монгольском языке. Между Монгольскою Ургою и Губернским городом Иркутском (находящимися собою в расстоянии 700 верст) иногда ездят курьеры, отправляемые Дзаргочием в Май-май-ченне. С Китайской стороны приезжают курьерами обыкновенно пять человек, а именно: Бошха, с помощником, писарем и двумя служителями. При скорой езде (обыкновенно верхами) Русские и Китайские курьеры получают ежедневно на обед и на ужин по живому барану, из которого сами готовят кушанье. Шкуры достаются Бошхе. С Русской стороны число посланных бывает различное... Китайцы, Манджуры и Монголы, при самых важных церемониях, никогда не снимают шапки, а изъявляют почтение, опуская ладони и преклоняя колени до земли; немногими, но весьма искусно расположенными высокопарными словами. Таким образом приветствуют сии курьеры и Иркутского Гражданского Губернатора, но от всех Русских чиновников требуют они приветствия, поклоном и снятием шляп, по Европейскому обычаю.

Построением Кяхты совершенно достигли предположенной цели, но при Цу- рухайту на реке Аргуни, напротив того, нельзя было завести торгового места. Сие произошло не от каких-либо упущений, но положение той страны не имело удобства Кяхты, куда Русские товары привозятся водою, не доезжая только 6 верст, а именно по Селенге до деревни Усть-Кяхты, на ручье того же имени, имеющем источники свои в северной стороне Кяхтинских высот. Дорога в Цурухайту идет, напротив того, по диким горам и весьма затруднительна. По сей причине Китайцы не привозили туда никогда многих товаров. Ныне приезжают они туда только в Июне месяце с Манджурским Штаб-Офицером и его свитою из города Науна. Сей пограничный начальник рбъезжает порученную ему часть границы, по Амуру и Аргуни. Сюда привозят Китайцы кирпичный чай, курительный табак, белые и голубые, весьма толстые бумажные и некоторые шелковые изделия, шелк и другие безделицы для употребления Русских и Монголов. За сие берут они всякую скотину, меха, овечьи шкуры, юфть, толстое сукно и т. д. Вся сие торговля производится Китайцами без всякого старания, и единственно для того, чтоб оставление оной не было почтено нарушением торговых трактатов.