81.

Тобольскъ 20-го Ноября 1820.

Я тебе предсказывалъ, любезная моя Елисавета, что слава стиховъ твоихъ промчится до пределовъ міра. Англія есть средоточіе всехъ сообщеній; следовательно чрезъ годъ, чрезъ два имя твое известно будетъ и въ Америке, о коей очень много писала классическаго известная miss Smith. Съ твоими стихами делается то же, что съ моими мыслями; ихъ печатаютъ на всехъ Европейскихъ языкахъ.

Я получилъ твои платки. Благодаренъ тебе и Сонюшке за трудъ: въ нихъ одинъ недостатокъ; слишкомъ тонки, жаль ихъ употреблять. Едва ли не пожертвую имъ табакомъ, единственнымъ моимъ тираномъ.

Кто этотъ Львовъ? Сынъ ли Львова, или братъ жены его *). Одного изъ нихъ я помню. Если сынъ: то это наследственный даръ. Вечера ваши

*) Здесь идетъ речь объ Алекс?? Феодоровиче Львове, известномъ знатоке музыки.

действительно должны быть пріятны; не завидую имъ потому, что и самъ не отчаяваюсь скоро ими наслаждаться. Какое редкое положеніе: три почти года не слышать ни одной ноты. Прибавь къ сему ни одного почти умнаго слова; три года ни разу съ удовольствіемъ не смеяться. Что же значатъ все посты отшельниковъ? И все это надеюсь не сделало ни одной лишней на лбу моемъ морщины; доказательство, что можно жить не одною жизнію, но различными и что въ счастіи и въ несчастіи внутреннее расположеніе духа есть истин-ный талисманъ.

Прощай, моя милая, Господь съ тобою.

 

82.

Тобольскъ 27 Ноября 1820.

Трудно, любезная моя Елисавета, определить, какимъ образомъ можно быть авторомъ въ корсете. Признаюсь, мне всегда было смешно, когда я воображалъ себе M-me Stael сидя-щею за болышимъ бюро и за кипою бумагъ. Тутъ есть какое-то противоречіе, которое изъяснить трудно, но нельзя его не чувствовать. Все, что можно женщинамъ дозволить, это есть быть M-me Sevigne; это ихъ родъ, nec plus ultra женскаго генія; изредка можно написать и песенку и стишки; но всё не более однако полулисточка.

Словесность Европейская вообще еще въ младенчестве: ибо въ ней много еще механическаго. Мы все притворяемся; все выработываем вещи легкія. Истинная словесность должна быть вдохновеніе. Совершенство ея есть не писать, но говорить красноречиво. Въ Греціи она уже почти доходила до сего степени. Стихотворцы истинные тамъ пели свои стихи. Италіанскіе импровизаторы въ новейшихъ временахъ даютъ некоторую идею о семъ тихомъ, продолжительномъ восторженіи ума и воображенія. Музыка есть душа поэзіи и следовательно наши стихотворцы еще не поэты. Ихъ скорее можно назвать живописцами.

Вотъ тебе ответъ на споръ твой съ NN. Жоржъ показывалъ мне стихи его. Не дай Богъ тебе иметь такихъ Петрарковъ.

Весьма радъ, что ты была у графини Кочубей; хоть изредка, но должно ее посещать. Въ искренней ихъ дружбе я не могу иметь ни малейшаго сомненія; друзей же надобно любить такъ, какъ Богъ ихъ создалъ, а не такъ, какъ бы мы иметь ихъ желали.

Прощай моя милая; Господь съ тобою.

 

83.

Тобольскъ 3го Декабря 1820.

Еслибъ я менее имелъ доверія къ Промыслу и къ здравому твоему смыслу: то письмо твое показалось бы мне грознымъ. Ты грозишь себе какими то горестями, предвещаешь, что мне будетъ, за что бранить тебя. — Уверяю тебя, что это одно воображеніе. Богъ милосердъ; Онъ не попуститъ, чтобъ страдалъ я въ тебе: ибо сей родъ страданія едва-ли не будетъ выше силъ моихъ. Содержи только сердце твое въ свободе; а за умъ твой я тебе отвечаю. Омраченія его не могутъ быть, какъ только мгновенны; одно слово можетъ ихъ разсыпать. Не похищай только у Провиденія Его плановъ. Не делай никакого важнаго шагу впередъ; не связывай ни ума твоего, ни сердца; и будь уверена, что никогда человекъ не можетъ быть слабее, нежели онъ самъ быть хочетъ. Здесь-то сила веры и если сила сія не управляетъ нашими поступками, и самыми внутренними побужденіями: то она есть пустой предлогъ, пустое слово. Ты изъ сего видишь, что я беру назадъ ту свободу, которую тому шесть месяцовъ тебе давалъ; но обстоятельства различны. Я окруженъ былъ тогда страхомъ и неизвестностію; теперь разлуку мою съ тобою я считаю не годами и не месяцами, но неделями и почти днями.

Весьма радъ, что ты рекомендовала Петра Петровича NN-у; но вотъ все, что должно было для него сделать и на семъ должно остановиться. Въ письме ко мне онъ предъявляетъ разныя притязанія; я поручаю его Аркадію Алексеевичу. Лучше, чтобъ онъ къ нему, нежели къ тебе относился. Скажи только ему, что онъ найдетъ все его аттестаты у Аркадія Алексеевича, къ коему вместе съ симъ я ихъ посылаю. Аркадій Алексеичъ вручитъ тебе также и деньги, о коихъ ты писала. Я посылаю къ нему пакетъ всехъ сихъ бумагъ не съ почтою, но по случаю.

Весьма умно, что ты готовишь подарокъ нашей невесте. Хотя вы немножко и поразстроили планы моихъ Финансовъ; но я надеюсь, что буду еще въ состояніи принять некоторое участіе въ ея приданомъ

Прощай моя милая; Господь съ тобою.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"