Чрезвычайный посланник, граф Савва Владиславич Рагузинский, окончив в 1728 году переговоры с Пекином, определив главный пункт торговли между Россиею и Китаем при речке Кяхте, и заложив тут крепостцу, прежде всего озаботился из своей походной Церкви устроить здесь Храм для новых насельников пограничного места.
Он просил Первосвятителя Иркутского Иннокентия Кульчицкого освятить этот храм во имя Пресвятыя Троицы и святаго Саввы Сербского, с тем, чтоб сей Троицкосавский Храм приписать к Посольскому монастырю и отсюда присылать в Кяхтинскую Крепостцу священнослужителей для отправления службы Божией, а на содержание церкви иметь ввиду, установленный им Владиславичем денежный сбор с проезжавших чрез таможенную заставу, торговых и не торговых людей. Святый Иннокентий благословил освятить Церковь по желанию графа, и для служения в ней посылать из Посольского монастыря иеромонаха.[1] Владиславич после этого выехал в Россию. Святитель в 1731 году скончался. А учреждение по завету их оставалось со стороны духовенства неизменным. Но не то было с другой стороны. Деньги в пользу Храма Тро- ицкосавского на заставе неупустительно собирались, а до храма не доходили. И Монастырь Посольский не мог не тяготиться содержанием отданной на его безвозмездную опеку пограничной церкви.
Между тем купецкие люди разных городов, поселившиеся для торговли в Кяхтинском форпосте (в нынешней торговой слободе), примыкающем в торговой слободе Китайской, как только прибыл на епархию Иннокентий Нерунович, жаловались ему на неудобство устроения Саввою Владиславичем церкви в Троицкой крепостцы, от которой Кяхтинский форпост, где живут они, в четырех верстах, потому де не только затруднительно для нас торгующего на Кяхте купечества посещать Троицкосавскую церковь для слушания Божественной литургии, да и не безопасно, в случаях экстренных треб, находиться от священника в четырехверстном отдалении. А заявив сие, кяхтинское купечество просило или церковь из Троицкой крепостцы перенести в форпост и разрешить им пристроить к ней придел во имя Успения Божией Матери, или дать благословение на построение в форпосте новой церкви. Строение и содержание церкви, равно содержание причта, купечество принимало на себя.
Преосвященный, в Октябре 1733 года прибывший на епархию, и в начале следующего года посетивший Забайкалье, доезжал только до Селенгинска, но ни в Троицкой крепостце, ни в Кяхте не был, потому и не мог решить просьбы купечества заочно. Однакож, чтоб дать делу движение, нред- писал 24 Июля 1834 года привезенному с собою из Москвы иеродиакону Ософилу ехать в Кяхтинский форпост, осмотреть в Троицкой крепостце церковь; на приличном ли месте построена, на сколько от большаго жилья отстоит, бывает ли какой приход в казну, не бывает ли в церковных требах и в служении Божественного пения за дальностию препятствий; что на священника и прочив потребы церковные из Посольского монастыря иждивения выходит; и приход с расходом бывает ли сходен или с накладом? И аще пожелают переносить, то осмотреть место, может ли быть угодно к пребыванию церкви и каким оное перенесение будет чиниться коштом.
Иеродиакон по своем возвращении подтвердил относительно местности то же, о чем извещало и купечество. А строитель Посольского моностыря монах Манассия представил следующий учет безвозвратных на пограничную Троицкосавскую церковь издержек; «для ведения приходов и расходов по этой церкви определяются с 1728 года и по настоящий церковные старосты из вкладчиков Посольского монастыря. Из отчетов их видно, что от Посольского монастыря отпускается в Троицкосавскую церковь ежегодно воска по 20 фунтов, светилен по 3 фунта, вина церковного полведра, муки на просфоры 5 пудов; да от того же монастыря командируемый причт получает от него каждогодно на свое содержание, именно, священник шубу, рясу суконную сермяжную, холста на рубахи 24 аршина, двои чарки и двои суконные чулки, и рукавицы лосинныя с варегами; дьячек и староста, каждый по шубе и по зипуну сермяжного сукна, и на рубахи холст, и обувь, и рукавицы в том же размере как и священник; при том всем им отпускается в год по 100 пудов ржаной муки, по 3 пуда яшных круп, по 4 пуда толокна, 221 /2 пуда гороху, столько же конопляного семени, по две бочки рыбы омулей, по 3 пуда сиговой юколы, по 15 пудов свинаго и говяжьего мяса, по 4 пуда коровьего масла, и по пуду жиру говяжьего и омулевого; и все эти припасы отвозятся в Кяхту на монастырских лошадях монастырскими работниками, издерживающими взад и вперед на корм лошадям и себе на квас рублей по десяти; все же вообще расходы по троицкосавской Церкви бывают очень велики и чувствительны для обители, а в приходе по той Церкви бывает в год только рублей четырнадцать, и пошлинных с мостовых за проход телег денег нисколько не получается, и куда оне употребляются неизвестно». В заключении учета Манассия просил Преосвященного Троицскосавскую Церковь от Посольского монастыря отписать, оставив при ней из утвари то, что было принято из Посольской канцелярии, а что за тем окажется не вошедшее в приемный реэстр, то возвратить в Посольский монастырь.