Журнал «Советская женщина», 1983 год, № 9.

Vershovay_ezda

inoshodbegЛегкий на ногу — так говорится о людях в смысле: быстрый, подвижный. А «легкий на ноге» говорят о лошадях, это из конно­спортивного словаря, и означает... Впрочем, чтобы уж объяснить все, начнем по поряд­ку. Укажем сперва время и место.

Раннее летнее утро. Москва. Олимпийский комплекс «Битца». Конюшни, манеж, трибу­ны. Зеленое пространство, по которому раз­бросаны пестрые барьеры.

 

Город вокруг еще спит. Машины на улице редки. А конный мир уже оживает. Видны первые всадники.

Вам нужна Мисевич? Вон она — Вера.

Встретились мы в трудную для нее мину­ту. Было решено, что в Цюрих на первенство мира по выездке заслуженный мастер спор­та Вера Мисевич не поедет.

Тем не менее ее верный Плот, вороной жеребец украинской породы, был, как обыч­но, готов к тренировке. Причесан. Вычищен. Поседлан.

 

Хотите на нем проехать? —спросила Вера.

Еще бы! Мы с Мисевич не «отцы и дети», но все же дистанция между нами порядоч­ная. Я уже перестал систематически ездить верхом в ту пору, когда она только узнала о существовании этого вида спорта. Еще вче­ра никого Вера не подпустила бы близко к своей лошади. Но сегодня, поскольку реше­но, что надо возвращаться в Киев, Плот уже не нуждался в работе по полной выкладке, а проминка коню нужна. Вот мне и повезло.

Великое дело сидеть в седле, как сказал поэт, можно подняться на стременах и да­леко видеть кругом. А передо мной рассти­лался конный рай. Давно, давно люди, кото­рым приходилось бороться за лошадь, дума­ли об этом. О том, чтобы все было у нас, как у людей. То есть у современных лошадей. Скаковая дорожка — зеленый газон.

— Поезжайте шагом по большому кругу,— отдала распоряжение Вера,— я буду ждать вас на плацу.

 

Поле продолжало оживляться. Всадников становилось все больше. Кто-то, вро­де нас с Плотом, шагает, кто-то движется на рыси, кто-то несется галопом, а кто-то уже летит над барьером. Шлемы черные, камзо­лы красные и зеленые. Кони вороные, гне­дые, рыжие и серые. Солнечный луч застав­ляет яркие краски играть еще ярче.

И лишь одна фигура, кажется, омрачает весь этот блеск. Нет, Вера выглядела пре­красно. Изящная молодая женщина. Высокие лакированные сапоги. Для верховой езды. Со шпорами. Идет по зеленому полю. При­ветствует взмахом руки, как у конников принято, встречных всадников. С ней раскла­ниваются. Тоже так, как принято. Никому и в голову не пришло бы подумать, что чело­век — удрученный. А если знать наперед, то было заметно даже по тому, как прошла она на плац и села на полосатое бревно препятствия, слегка сгорбившись.

Но вот Вера поднялась и махнула нам ру­кой: «Давай сюда!» По резкому взмаху руки понятно, что следует поторопиться. Я пустил Плота рысью.

Плот, чувствовалось, привык к обращению дружескому. Он, правда, покосился: кто это забрался в седло? Затем воспринял необ­ходимость нести незнакомого всадника в по­рядке хозяйского поручения, вел себя любез­но, с достоинством.

Прибавьте рыси,— встретила нас новым указанием Вера,— сделайте три-четыре воль­та и перемените направление.

А сама опять опустилась на бревно, и вновь стала заметна — едва заметна — ее уд­рученность. А разве не обидно?

Как новое, подающее надежды светило на международный конноспортивный небосклон Вера Мисевич взошла в середине 70-х годов. Она выступала на чемпионате Европы в Санкт-Галлене, войдя в финальную двадцат­ку сильнейших, а в соревнованиях на Боль­шой приз Тринвиллерсхагена была третьей. В международном Большом призе родного Киева заняла второе место, уступив только Мюллеру из ГДР. На Московской Олимпиаде стала победительницей в составе команды и четвертой — в личном первенстве. На все­союзных соревнованиях последние годы ее имя всегда в числе лидеров. Она — чемпион страны. А тут вдруг что ж такое получилось?

О неприятном человека сразу не спросишь. Начинаю издалека, с основ выездки и езды.

Что вы думаете о современной «выс­шей школе»? — спрашиваю, когда мы с Пло­том все упражнения выполнили и нам было разрешено опять перейти на шаг.

«Высшая школа верховой езды» и есть выездка, которой занимается Вера Мисевич. В том же виде конного спорта блистала про­славленная Елена Петушкова, были олимпий­скими чемпионами Сергей Филатов и Иван Кизимов. Кто не знает этих выдающихся всадников? Однако всякий раз, когда их выступления смотрит публика неосведомлен­ная, я ловлю на лицах недоуменье: «Что же здесь особенного? Высшего? Конечно, краси­во. Но разве те, кто преодолевает препят­ствия, не показывают высший класс езды?» И все это вследствие старого перевода меж­дународного термина «от-эколь» или «хай- эрс» — перевод, традиционно принятый и все же неверный. Правильнее было бы говорить «воздушная школа». В этом суть. «Всадник и лошадь на воздухе: сейчас они улетят»,— так определял идеал выездки основополож­ник этого дела, когда-то выступавший в Пе­тербурге, Джеймс Филлис. Действительно, если лошадь выезжена по-настоящему, впе­чатление таково, будто она плывет по возду­ху или — летит. «Летит, как пух от уст Эола...» Конный балет. Фигурное катание верхом.

Лошадь должна быть легкая на ноге,— поясняет Вера.

Это значит, что конь, выбранный для выезд­ки, должен обладать прирожденной пружи­нистостью движений.