Журнал «Советская женщина», 1983 год, № 9.
Легкий на ногу — так говорится о людях в смысле: быстрый, подвижный. А «легкий на ноге» говорят о лошадях, это из конноспортивного словаря, и означает... Впрочем, чтобы уж объяснить все, начнем по порядку. Укажем сперва время и место.
Раннее летнее утро. Москва. Олимпийский комплекс «Битца». Конюшни, манеж, трибуны. Зеленое пространство, по которому разбросаны пестрые барьеры.
Город вокруг еще спит. Машины на улице редки. А конный мир уже оживает. Видны первые всадники.
— Вам нужна Мисевич? Вон она — Вера.
Встретились мы в трудную для нее минуту. Было решено, что в Цюрих на первенство мира по выездке заслуженный мастер спорта Вера Мисевич не поедет.
Тем не менее ее верный Плот, вороной жеребец украинской породы, был, как обычно, готов к тренировке. Причесан. Вычищен. Поседлан.
— Хотите на нем проехать? —спросила Вера.
Еще бы! Мы с Мисевич не «отцы и дети», но все же дистанция между нами порядочная. Я уже перестал систематически ездить верхом в ту пору, когда она только узнала о существовании этого вида спорта. Еще вчера никого Вера не подпустила бы близко к своей лошади. Но сегодня, поскольку решено, что надо возвращаться в Киев, Плот уже не нуждался в работе по полной выкладке, а проминка коню нужна. Вот мне и повезло.
Великое дело сидеть в седле, как сказал поэт, можно подняться на стременах и далеко видеть кругом. А передо мной расстилался конный рай. Давно, давно люди, которым приходилось бороться за лошадь, думали об этом. О том, чтобы все было у нас, как у людей. То есть у современных лошадей. Скаковая дорожка — зеленый газон.
— Поезжайте шагом по большому кругу,— отдала распоряжение Вера,— я буду ждать вас на плацу.
Поле продолжало оживляться. Всадников становилось все больше. Кто-то, вроде нас с Плотом, шагает, кто-то движется на рыси, кто-то несется галопом, а кто-то уже летит над барьером. Шлемы черные, камзолы красные и зеленые. Кони вороные, гнедые, рыжие и серые. Солнечный луч заставляет яркие краски играть еще ярче.
И лишь одна фигура, кажется, омрачает весь этот блеск. Нет, Вера выглядела прекрасно. Изящная молодая женщина. Высокие лакированные сапоги. Для верховой езды. Со шпорами. Идет по зеленому полю. Приветствует взмахом руки, как у конников принято, встречных всадников. С ней раскланиваются. Тоже так, как принято. Никому и в голову не пришло бы подумать, что человек — удрученный. А если знать наперед, то было заметно даже по тому, как прошла она на плац и села на полосатое бревно препятствия, слегка сгорбившись.
Но вот Вера поднялась и махнула нам рукой: «Давай сюда!» По резкому взмаху руки понятно, что следует поторопиться. Я пустил Плота рысью.
Плот, чувствовалось, привык к обращению дружескому. Он, правда, покосился: кто это забрался в седло? Затем воспринял необходимость нести незнакомого всадника в порядке хозяйского поручения, вел себя любезно, с достоинством.
— Прибавьте рыси,— встретила нас новым указанием Вера,— сделайте три-четыре вольта и перемените направление.
А сама опять опустилась на бревно, и вновь стала заметна — едва заметна — ее удрученность. А разве не обидно?
Как новое, подающее надежды светило на международный конноспортивный небосклон Вера Мисевич взошла в середине 70-х годов. Она выступала на чемпионате Европы в Санкт-Галлене, войдя в финальную двадцатку сильнейших, а в соревнованиях на Большой приз Тринвиллерсхагена была третьей. В международном Большом призе родного Киева заняла второе место, уступив только Мюллеру из ГДР. На Московской Олимпиаде стала победительницей в составе команды и четвертой — в личном первенстве. На всесоюзных соревнованиях последние годы ее имя всегда в числе лидеров. Она — чемпион страны. А тут вдруг что ж такое получилось?
О неприятном человека сразу не спросишь. Начинаю издалека, с основ выездки и езды.
—Что вы думаете о современной «высшей школе»? — спрашиваю, когда мы с Плотом все упражнения выполнили и нам было разрешено опять перейти на шаг.
«Высшая школа верховой езды» и есть выездка, которой занимается Вера Мисевич. В том же виде конного спорта блистала прославленная Елена Петушкова, были олимпийскими чемпионами Сергей Филатов и Иван Кизимов. Кто не знает этих выдающихся всадников? Однако всякий раз, когда их выступления смотрит публика неосведомленная, я ловлю на лицах недоуменье: «Что же здесь особенного? Высшего? Конечно, красиво. Но разве те, кто преодолевает препятствия, не показывают высший класс езды?» И все это вследствие старого перевода международного термина «от-эколь» или «хай- эрс» — перевод, традиционно принятый и все же неверный. Правильнее было бы говорить «воздушная школа». В этом суть. «Всадник и лошадь на воздухе: сейчас они улетят»,— так определял идеал выездки основоположник этого дела, когда-то выступавший в Петербурге, Джеймс Филлис. Действительно, если лошадь выезжена по-настоящему, впечатление таково, будто она плывет по воздуху или — летит. «Летит, как пух от уст Эола...» Конный балет. Фигурное катание верхом.
—Лошадь должна быть легкая на ноге,— поясняет Вера.
Это значит, что конь, выбранный для выездки, должен обладать прирожденной пружинистостью движений.