Astafiiev Bereza535

В программе телекомпании "Центр Красноярск" "Наши люди" поговорил с Виталием Ивановым о писателе Викторе Астафьеве. Примечательно, что сразу после трансляции передачи в моей почте на сайте Сибирика появилось два вопроса и ещё один в Фейсбуке. Сразу сообщу, что, хотя я и стал автором последнего большого интервью с Астафьевым, а затем и с его вдовой, но это всё было на уровне профессиональных контактов. И хотя в двух письмах Виктор Петрович помянул меня добрым словом, я всегда считал эту судьбоносную встречу с писателем делом только случая, к которому был готов. И только потом я стал исследователем творчества Астафьева.

Первый вопрос от "Гостя": "Вы сказали, что в опубликованной после смерти автобиографии, Астафьев написал о том, что его род имеет старообрядческие корни, но в Интернете я нашел Автобиографию, а там нет ни слова об этом?"

Отвечаю. Объясняется всё просто. Опубликованную Автобиографию Астафьева некоторые газеты и литературные журналы бессовестно искромсали. Вот вы и нашли такую куцую публикацию. Автобиография ("Расскажу о себе сам") в оригинале, как раз и начинается с того, что вы искали: "По деревенскому преданию мой прадед Яков Максимович Астафьев (Мазов) пришел в Сибирь из Каргопольского уезда Архангельской губернии со слепою бабушкой поводырем. Происходил он из старообрядческой семьи, не пил горькую, не курил, молился наособицу, был от рождения башковит и в преклонном возрасте тучен телом…".

Первая публикация Автобиографии с разрешения вдовы Астафьева, Марии Семеновны, была в газете "Красноярский рабочий", но сейчас её архив этого периода не отображается. Затем пошли публикации с огромными, большими и маленькими отсечениями. Даже красноярский журнал "День и ночь", который с гордостью всегда пишет, что у истоков его создания стоял Астафьев, тоже применил цензурные ножницы.

Насколько помню без изъятий всё опубликовал журнал "Урал" (номер 5 за 2004 год).

НИЖЕ -- ЗАПИСЬ ПЕРЕДАЧИ ОБ АСТАФЬЕВЕ.

Второй вопрос от "Ивана Матвеича": Даже некоторые солдаты-фронтовики не согласились с тем, как жестко отобразил Астафьев войну в своих последних произведениях. Он что-нибудь говорил по этом поводу?

Ответ. Приведу слова Виктора Астафьева: "…Что касается правды о войне, то я не зря ведь везде говорил и говорю, писал и пишу — это «моя правда, моя и ничья больше». Она может не совпадать с иной правдой, в том числе и солдатской. Я воевал с весны 43-го года и на фронте был очень мало, больше валялся в госпиталях и не испытал того, чего испытали солдаты войны, мыкавшиеся на фронте с 1941-го года. Но и тут не может быть одной и той же правды, ибо память и восприятие жизни, значит, и войны — у людей очень разные".

Утверждение Астафьева "и на фронте был очень мало" нужно воспринимать осторожно. За этим "мало" стоят две его контузии, три ранения, инвалидность и ещё два подвига, отмеченные медалью "За отвагу" и орденом Красной звезды.

писатель Виктор Петрович Астафьев

Третий вопрос от коллеги из Иркутска: "Правда ли что Астафьев фактически жил всё время в Красноярске, а в Овсянку приезжал только от случая к случаю?"

Отвечаю. Как только наступали теплые дни он переселялся в Овсянку и начинал там жить, писать, принимать гостей. С осенними холодами возвращался в город. Кстати, также поступал в последние годы и ваш земляк Валентин Распутин, с которым я был знаком. На лето он прилетал в Иркутск из Москвы и жил в домике на берегу Байкала. Правда, как рассказывал мне Валентин Григорьевич, без городского комфорта он последнее время тяготился. А Виктор Петрович мог длительно жить аскетично. Сам себе варил похлёбку, кашу, стирал, ходил в магазин. По сути своей и по географии проживания он был самым народным сибирским писателем.

 

В оформлении использовано фото Виталия Иванова.

 

 otobrano dly vas