Якуты. Фото Балуева из фондов КККМ

Якуты и долганские тунгусские роды, исповедуя христианскую веру, примешали к ней много языческого. Бог у них прозывается Тангара, живет на востоке, отчего и утренняя заря называется божьим светом; Иисус Христос, Божья Матерь, сотворившая по понятиям якутов, землю и людей—также как Николай Чудотворец, Кассьян «немилостивый», главные их святые.

Якуты, бо­лее всех прилепились к христианству, конечно мало понимая его. За то охотно исполняют все внешние обряды православной церкви. Но тем не менее шаман и шаманство внолне царят и у этих более преданных христианству людей, и вера в его чудодейственную силу и его чудеса нисколько не менее чем у любого языч­ника. Якутская народность имеет своими представителями в Енисейской губернии два рода: нижне-затудринский, кочующий по берегам pp. Хатанги, Хеты и Анабар в количестве 216 мужчин и 272 женщин и шарохинский вполне обрусевший, а потому и оседлый, проживающий в 2-х станках на правом берегу Ени­сеё: Шарохинском и Костинском в числе 63 мужчин и 37 жен­щин. Шарохинские якуты даже почти позабыли свой природный язык и живут совершенно также, как русские крестьяне.

Якуты переселились в Енисейскую губернию в недавнее относи­тельно время, в 16 или в 17 столетии, с верховьев Лены, откуда они были вытеснены бурятами. Якуты называют себя «Соха» и с успехом подчиняют своему влиянию не только инородцев, как наиример оякутившихся долган, но и русских; так Миддендорф указывает на целое семейство хатангского священника, почти совершенно оякутившееся; тоже подтверждает и Щапов, что русско-сибирский тип Туруханского края заключает в себе не мало якутской крови. Якуты и долгане живут в прочных, на манер изб, юртах, домовиты, гостеприимны и трудолюбивы.

Занятие их состоит в звероловстве, рыболовстве, оленеводстве, за­нимаются торговлею и не прочь поэксплуатировать своих соседей, так илимпейский тунгуский род находится в их полной эксплуатации, они захватили у него лучшие рыболовныя озера. Якуты вообще роста среднего, сутуловатые и крепкаго сложения, с ма­ловыразительными лицами, монгольского типа, женщины их имеют нередко выразительныя, интересныя лица с большими темными глазами. Между девушкамп, в особенности долганками, встречаются нередко очень красивыя, но вступая в более зрелый возраст, они дурнеют и притом сильно полнеют.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"