Автор Олег Нехаев. Молодой Пушкин

Обнаружил в архивах Российской государственной библиотеки «таблицы об успехах и поведении воспитанников Царскосельского лицея за октябрь, ноябрь и декабрь месяцы 1816 года». Естественно, что в первую очередь заинтересовала успеваемость Саши Пушкина. Нового жителя тогдашнего Петербурга. Как же он учился в последние месяцы перед выпуском из этого элитного заведения?

 

Вот его баллы: Энциклопедия права – 4, Политическая экономия -- 4, Военные науки – 0, Прикладная математика – 0, Всеобщая политическая история – 4, Латинский язык – 0, Российская поэзия – 1, Эстетика – 4, Немецкая риторика – 4, Французская риторика – 1, Прилежание – 4, Поведение – 4.

Далее в тексте следует пояснение, объясняющее почему предыдущие публикации в газетах за 1853-1854 годы ввели читателей в заблуждение. Оказывается, в Царскосельском лицее баллами оценивали «номера успехов», где 1 – самый высший балл, а 2-3-4 – это от «хорошо» до «плохо». Ноль обозначал «отсутствие ответа» по предмету.

Вернувшись к оценкам Александра Пушкина, понимаешь, что наш будущий гений по половине предметов получил в конце года «двойки». Неуды по Прилежанию и Поведению тоже объяснимы, если вспомнить, что в лицейской биографии «нашего всё» был даже вопиющий эпизод с изготовлением и распитием алкогольного напитка.

Возглавлял тогда злополучную компанию «воспитанник Малиновский», который вместе с «воспитанниками Пушкиным и Пущиным» сделали «гогель-могель», составленный из содержимого бутылки рома, сахара и взбитых яиц. Напитком поделились с товарищами. Ученика Тыркова так развезло, что у того началось буйное веселье. Исправляющий обязанности директора лицея Степан Фролов доложил об этом происшествии министру просвещения России: «…найдя их виновными наказал в течение двух дней во время молитв стоянием на коленях».

Министр обозвал нарушителей преступниками и потребовал ужесточить наказание.

Вот, оказывается, как на самом верху, впервые узнали об Александре Пушкине… И это ещё за шесть лет до его совершеннолетия. За которым почти сразу последовало признание современниками его величия в русской литературе. Даже сам царь объявил его умнейшим человеком. Только как об этом рассказывать детям: про двоечника и безобразника Пушкина?

Лучше рассказывайте про другого воспитанника Царскосельского лицея, однокашника Александра Сергеевича, князя Горчакова. Он был отличником и юношей наипримернейшего поведения. В последствии, многие называли его гениальным министром иностранных дел России. Только вот под конец службы он стал активным инициатором продажи нашей Аляски Америке. Вот и люби после этого таких отличников!

Нет уж, давайте лучше про Пушкина детям рассказывать всё, как есть. Особенно про то, как он сотворил из себя гения. А ведь вначале так был похож на многих из нас… Очень важно за недостатками суметь рассмотреть достоинства. Увидеть не только оценки, но и способности человека. Ведь в Царскосельском лицее, единственном учебном заведении России, не секли розгами за плохую успеваемость. Во всех остальных били учеников до скончания девятнадцатого века. А как известно, насилием прежде всего формируются не личности, а рабы...

Рисунок автора.

 

 

 otobrano dly vas