В прежние времена выездка была еще больше похожа на балет: лошади танцевали вальс и маршировали, высоко поднимая передние ноги. Так умели ездить мои учителя и нас тому учили. Вера видела подобные номера уже только в цирке. Теперь о выездке судят по обычным движениям — шаг, рысь, галоп. И публика опять-таки недоумевает: «В чем искусство?»
—Не кажется ли вам,— спрашиваю чемпионку,— что выездка стала скучнее?
—Для зрителей, может быть,— отвечает Мисевич,— но есть ли у тебя лошадь в руке, это можно увидеть на самом естественном ходу.
И прибавляет:
— Поднимайте в галоп.
У Плота уже припотели плечи и шея. Под поводьями на шерсти появилась пена. И я с непривычки чувствую некоторое перенапряжение во всем теле. Ведь лошадь — это, условно говоря, сила восемнадцати человек. Но вы что, будете пардона просить, когда королева выездки вам велит:
—Пируэт! Еще пируэт! Возьмите его на себя и прибавьте движения!
Заметьте, что конный спорт единственный, в котором женщины выступают наравне с мужчинами, выступают и — не уступают. На Московской Олимпиаде победила Элизабет Тойрер. Сзади остались и Юрий Ковшов и Виктор Угрюмов. В Аахене Елена Петушкова объехала самого Неккермана. Вера Мисевич уступила в Киеве одному Мюллеру.
Стараясь по крайней мере соответствовать требованиям нашей «начальницы», мы с Плотом старались вовсю, а я еще прямо на скаку выкрикнул:
— Мужчинам или женщинам лучше подчиняются лошади?
— Это как с детьми,— отозвалась Вера, будто давно была готова к такому вопросу.— В чем-то легче подчиниться отцу, в чем-то матери.
Отвечая, она не пропускала ни одного нашего движения и вдруг сказала:
— Подтяните его немножко. Что он у вас лукавит?
От нас, по правде сказать, уже валил пар. И наконец раздалась спасительная команда:
— Ша-агом! На сегодня довольно.
Повернули к дому, на конюшню. Некоторое
время Вера шла рядом, у стремени, все так же отвечая на приветствия всадников, попадавшихся нам на пути, или коротко переговариваясь с ними. Тень всадника бежала перед ней по траве.
— Все упирается в лошадь,— неожиданно произнесла Мисевич, отвечая на вопрос, вроде бы и не поставленный, но все время носившийся в воздухе.
В самом деле, что же это такое? Годы напряженных тренировок, заслуженные победы, лавры, все ведет к соревнованиям за мировое первенство, и вдруг — мимо, как выражаются конники.
— Плот привез мне все мои основные победы и все спортивные звания,— как бы вслух размышляет Вера.
Привез! Понятно, не сам по себе привез, он выполнил волю всадницы, замечательной амазонки, но мастер знает, что говорит: ни в одном виде спорта спортсмен так не связан со своим снарядом, и каким «снарядом»! Возможно, даже переход спортсмена из команды в команду не имеет для игрока того значения, как для конника разлука с конем или — нехватка подходящего коня. Легкость на ноге, понятливость, нрав — сколько, в самом деле, должно сочетаться качеств, чтобы сложилась такая лошадиная «личность», как Абсент, Пепел или Плот. А это все выдающиеся индивидуальности в своем роде, в своей породе —так скажем. Разве у Елены Петушковой поубавилось мастерства или чутья? Нет, конечно, а на пьедесталах почета мы ее последнее время что-то не видим. Это потому, что нет второго Пепла. А Сергей Иванович? Речь, как вы понимаете, идет о Филатове. Он не то что коня, он корову всем тонкостям «высшей школы» способен выучить. Однако Абсент есть Абсент, и такого же второго пока тоже нет. Вот почему Вера Мисевич, отвечая на вопросы о проблемах выездки, употребляет семейнородственную терминологию — мать, отец, дети...