***

Эвенк на олене. Фото БалуеваХозяйство у тунгусов крайне не многосложно, как у всякого бродячаго инородца и оно состоит в ведении женщин. Необходимыми им вещами хозяйства служат котел, нож, ножевка, кое-где топоры кое-какие кузнечные инструменты, которыми они хорошо владеют даже выделывают охотничьи винтовки, а также орудия для звери ной и рыбной ловли и выделки оленьих кож пли ровдуги. Жи вут тунгусы в чумах, не брезгают и русской избой.

Зимою во время зверинаго промысла, в удобных для того местах устраивают балаганы, тот же чум, обкладенной снаружи мхом и снегом для теплоты. Летом, при рыбной ловле, плавают в легких берестяных лодках с плоским дном, удобных для переноски на голове и весьма неустойчивых для непривычнаго, но тунгус не боится в ней плыть через стремнины и пороги, бойко гребя, коротким веслом. Против воды они в этих лодках настолько идут быстро, что обгоняют тихоходные Енисейские пароходы. По лесам тунгусу всюду дорога, он сообразителен и хорошо знает места и умеет отлично ориентироваться в любой тайге, едучи напрямик.

Ездят они верхом на оленях или идут пешком, где неудобно ехать, просекая острою пальмою (большой нож, прикрепиенный к длинному древку, оленьими жилами) тропинку. Бывало спросишь вожака-тунгуса:—А что Петрушка или Антошка, какова напрямик дорога?—«Хорошая, большая дорога, два олень бежал, два собак бежал». Тунгусы страстные охотники, не боятся и медведя, некоторые бьют его один на один из своих небольших винтовок, или даже ходят подчас на него и с пальмой. Зимою езда производится на оленях, ходят и на лыжах.

Пища тунгуса незатейлива, ест все что дает местная страна, рыбу, дичь и зверя, но любимая еда оленина, а там где можно достать, хлеб, каша с салом, хотя бы даже медвежьим, чай, сухари и водка, водка, до безконечности. За водку все можете иметь, за водку все продается, ничего нет заветного, без водки у тунгуса пары рябчиков не купить, впрочем это относится ни к ним одним, а ко всем северным, да пожалуй и к южным инородцам.

Более половины тунгусов уже окрещены, а потому считаются православными христианами, но какие это православные? Они кое-как умеют креститься, да произносить: «Господи помилуй», да и то не все, о христианстве все их понятия этим только и ограничиваются. Правда знает он что надо окрестить ребенка, повенчаться и похоронить умершего и за это дать батьке белку, песца, лисицу, рыбу или другую какую дичину пли шкурку.

Вот пример уже несколько цивилизованнаго тунгуса. «Антошка, спрашиваю я тунгуса-Божака, есть у тебя дети?—Есть двое, сыновья.—А как зовут?—Один Илья пророк, а другой Петр Сосулин"!  ) Да и где ему научиться христианскому закону! Бродят они по тайгам, да по тундрам, по русски плохо понимают, есть которые совсем не говорят и не понимают. Батюшек, своих духовных пастырей, видят редко, а эти опять по тунгуски не знают, ну конечно, все ограничивается одной формальной стороной дела. У тунгусов язычников год делится по луне на 13 месяцев, с названиями по временам года и по более или менее замечательным для них явлениям природы, причем лето и зима считаются за два года.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"