Photo Tugarinov  Kamasinci gruppa КОЙБАЛЫ

Койбалы, считающие себя здешними аборигенами, составляют тринадцать родов, из коих большой и малый байгадо и кайденг остятского происхождения, прочие ее роды канг, тараджак, мадор, ингара, ирген, кёль, артьи, кэйск, тийода, бэгэдьи-самоедского. Все эти отатарившиеся самоеды и остяки давно забыли свои природные языки, а теперь стали забывать нынешнее их та­тарское или тюрское наречие и стали говорить по русски. Все они обнищавшие кочевники, числом около 1128 душ обоего пола проживают в степной местности между правым берегом Аба­кана и левым Енисеё, совместно с русскими переселенцами. Ныне однако и между ними стало проявляться стремление к оседлости и некоторые из них стали строить деревяные избы и из­бушки.

Койбалы, вследствие своей бедности, находятся в подозрении у местных жителей, их считают вороватыми, хвастунами и пьяницами, последнее впрочем, надо по правде сказать, доволь­но верно, хотя любителей айрана повсюду довольно, не только у Койбалов но и у прочих инородцев. Скотом, Койбалы бедны и вообще терпят во всем горькую нужду, они не составляют самостоятельного общества, а причислены частью к Абаканской ской управе, частью к Аскызской степной думе.


КАМАСИНЦЫ. Ничтожное по числу душ, смешанное племя Камасинцев проживает в Канском округе по рекам Кану и Агулу. Они составляют 3 улуса: Угумаковский, Абалаковский и Агульский. Угумаковский улус всецело принадлежит к тюрскому племени, жившему прежде около нынешнего Красноярска и затем по собственному желанию пере­селившемуся в Канский округ, частью в вершины р. Маны и её притока р. Колбы, частью по притокам р. Кана pp. Одж и Рыбной.

Большая часть их совершенно обрусела и живет в избах, занимаясь хлебопашеством, другие же проживают еще в переносных шалашах летом и в курных избушках зимой, занимаясь скотоводством. Все они христиане, но оседлые уже со­вершенно, позабыли язык своих отцов. Абалаковский улус, состоящий из 5 родов камосинцев самоедского происхождения, можно назвать единственными самоедами, обитающими на юге губернии причем язык Абалаковцов заключает в себе множество самоедских слов и оборотов.

Они хотя и христиане, но по образу жизни, одежде и обычаям во всем сходны с минусинскими та­тарами, даже облик их татарский. Летом они живут в Канском Белогорье, занимаясь оленеводством и звероловством, охо­тясь за соболями, дикими козами и оленями, на зиму же они пере­бираются из гор в степныя места. Эти, так называемый, лесные Камасинцы очень бедны, ибо жизнь зверолова в последнее время, за уменьшением ценных зверей стала не красна и плохо прокармливает охотника.

Агульский улус, состоит из 2 ро­дов, ныне по малочисленности их соединенных в один, при­чем из бродячих, они сделались оседлыми, проживая в Агульском селении, совершенно обрусели и занимаются хлебопаше­ством. Агульские камасинцы, составляют остаток бывших коттов, народца остяцкаго происхождения, ныне они говорят только по русски и совершенно позабыли свой родной язык. Всех Камасинцев считается теперь 216 душ мужского пола и 175 женского пола во всех трех улусах.

КАРАГОСЫ. Небольшое племя Карагасов, самоедского происхождения, род­ственное Койбалам и Сойотам, обитает в южной части Мину­синского и Канского округов, по реке Бирюсе и в верховьях Енисея, на Монгольской границе. Их считается около 400 душ обоего пола; за исключением 23 душ, живущих оседло, прочие ведут убогую бродячую жизнь, занимаясь оленеводством и зверо­ловством, часть их христиане, другие же остались шаманистами. Карагаское наречие есть также смесь тюрских и самоедских слов.

Многие утверждают, что будто бы южные инородцы беднеют, вырождаются и даже вымирают, однакоже это не подтверждается действительными фактами; весьма возможно, что охотничьи роды Кайбалов, Камасинцев и Карагасов сильно захудали и обеднели, вследствие уменьшения вообще пушных зверей и некоторой их эксплуатации местными кулаками, но что инородцы, сделавшиеся оседлыми или полуоседлыми стали будто бы беднеть, вырождаться и вымирать это совершенно неверно. Что они руссифицируются и теряют мало-по-малу свою народность и даже стали забывать свой природный язык, это конечно факт неоспоримый, что же до вымирания, то этого не только нет на самом деле, но замечается между ними даже значительный прирост; так в 1861 г. их счи­талось в южных округах губернии 34835 душ обоего пола, в 1863 г. 36731 душ обоего пола, а в 1888 году их уже числилось до 45035 душ обоего пола т. е. за 26 лет число их возросло на 10034 души обоего пола.


Отобрано для ВАС:

*

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"