Из фондов КККМ ФОТО L Vanago

Девушки носят свои густые, черные волосы заплетенными в несколько кос, иной раз до десятка и более, замужние же заплетают их в две косы. Качинки зажиточные в особенности, любят щеголять костюмом, который имеет сходство с калмыцким. Летний, состоит из рубашки, сделанной из дабы, холста, а у богатых из шелковых тканей, рубашку не подпоясывают, на голове носят белый колпак с шелковой кистью, на ногах сапоги из цветной или черной кожи. Зимнее платье ничем почти не отли­чается от мужского. Богатые носят серьги и кольца, все любят белиться и в особенности румяниться и разрисовывать губы, ру­мяна приготовляют сами из растений.

Катанки, в особенности отличающийся или красотой, или богатством, или деловитостью имеют большое влияние в семье и на своих мужей, хотя по обычному праву, личные их права не велики и крайне ограниче­ны. Между ними нередко встречаются страстные, романические натуры.

Летний костюм мужчин Качинцев состоит из дабы, или другой бумажной материи или шелкового халата, также из азяма, сделанного из верблюжьей шерсти, украшенного цветной кай­мой с расшитыми шелком углами, голову покрывают они неболь­шой круглой шапкой из овчины; исподнее платье у них состоит из штанов холщевых, дабовых или колганых чембар, ноги обувают в сапоги. У богатых штаны делаются из цветной шелковой материи.

Зимний костюм состоит из овчинного тулупа или полушубка, теплой меховой иди сделанной из коровьей шер­сти шапки и пимов, носят также и дохи из козьего или оленьего меха. Любимый иапиток Качинцев айран, приготовляемый из коровьего молока, посредством его перегонки, кисловатый, приятный на вкус, но довольно пьяный напиток или кумыс из кобыльего молока. Никакой семейный праздник или торжество, никакой церковный праздник не проходит без угощения айраном, делаемаго обыкновенно дома женщинами, но не только в праздник, но и в будни, Качинец пользуется всяким случаем напиваться айраном до пьяна.

У Качинцев, как впрочем и у других минусинских татар, сохранилось не мало богатырских песен и сказок; из этих сохранившихся в устах народа легенд видно, что в прежнее, в до-христианское время, "татары" эти поклонялись верховному божеству, под именем Кудая, жи­вущему над облаками, где он сидит в богатом шатре, впи­сывая в большую книгу, как всякого новорожденного, так и умершего. Для управления землей и людьми он поставил хановбогатырей, которыми в свою очередь заведывает Улу-хан, т. е. большой хан, возвещающий людям волю Кудая.

Кудай представлял у татар доброе начало, в противоположность ему злое на­чало называлось Айна. Эти Айна, или злые духи находятся под властью и управлением наибольшого, называемого Ирли-ханом, и все они живут под землей. Как богатыри-правители земли поль­зуются покровительством Кудая, так шаманы, находятся в ведении Ирли-хана, а потому в помощь шаману Ирли-хан, отряжает нескольких Айн, помогающих ему при его заклинаниях и чудесах. Эти Айны, хотя и незримы простым смертным, но нередко принимают вид людей, зверей, птиц и даже змей. Все пришитые к кудеснической одежде шамана лоскутья, бляшки, бу­бенчики и погремушки имеют значение Айн.

Все минусинские татары, до принятия христианства, поклонялись высоким и чем нибудь особенным выдающимся горам, скалам, святость кото­рых обозначалась, по уверению Кастрена, намалеванными или высеченными на них фигурами, также могильным чудским курганам и каменным бабам, встречаемых в изобилии в минусин­ских степях. Они чтили также огонь, воду, луну и солнце, лиственица считалась у них священным деревом, почитали за священные животные медведя, змею, а из птиц лебедя и орла.

Ныне Качинцы платят наравне с крестьянами государственный подати, но от рекрутства освобождены. Управляются они Абакан­скою управою, в голове которой стоит племенной старшина, под ведением которого находятся родовые старшины или старо­сты и писарь. Как старшина, так и староста избираются местными жителями на определенный срок.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"