Остяки. На берегу реки. Фото из фондов КККМ

Ониразделяются на 6 родов: подкаменно-тунгуский бродит по обеим берегам р. Подкаменной Тунгуски и по Ени­сею, численность рода состояла по 10-й ревизии из 51 мужч. и 30 женщин; верхне-имбатский род, бродит по берегам Енисея вверх от Елогуя и по р. Елогую и Бахте, мужчин числилось 305, женщин 256 душ; нижне-имбатский род, бродит по обоим берегам Енисеё, от устья Елогуя до Сухой Тунгуски и по этой реке, в нем числилось 100 мужчин и 98 женщин;

балхинский остятско-самоедский род, бродит по р. Турухану и его притокам, численность его состояла 117 мужчин и 91 женщина; тымско-караконский, бродит по р. Тазу, до часовни, и его прито­кам, в нем числилось 271 мужчин и 201 женщина, н карасинский-самоедский, за полярным кругом, по низовьям Енисеё, н нем числилось 47 мужчин и 41 женщина.

По 8-й ревизии, во всех этих родах, считалось 965 мужчин и 502 женщины, а по 10-й ревизии 890 мужчин и 717 женщин. Некоторые из остятских родов, как например подкаменно-тунгуский, нижне-имбатский, отчасти тымско-караконский, значительно поредели, потеряв, вследствие свирепствовавших между остякамп болезней, не мало лиц мужеского пола; так в первом из этих трех упомянутых родов, мужчин убыло за это время, между 2 пере­писями, 45%, в нижне-имбатском до 40%, а в тымско-караконском до 20%.

В начале восьмидесятых годов опять свирепствовала между остяками нижне-имбатского рода оспа, и они лишились также значительного числа мужчин. Нет сомнения, что енисейские остяки находятся в периоде вымирания, и прибыль из всех их родов заметна только в одном — верхне-имбатском роде, в котором по 8-й ревизии считалось 372 души об. пола, а по 10-й—560 душ об. пола.

Вообще положение остяков крайне тяжелое и безотрадное; они живут в болышинстве в плохих чумах и представляют из себя, за не многими исключениями, жалких нищих, притом находящихся в полной кабале и зави­симости у местного русского населения, что, конечно, отразилось и на духовную и нравственные стороны енисейского остятского пле­мени.

У остяков не сохранилось никаких преданий и легенд о своем происхождении и о том, как и когда переселились они на Енисей, известно только, что тазовские остяки переселились на Таз с Оби, оттеснив проживавших здесь юраков-самоедов, к низовьям этой реки. Пришельцам этим пришлось выдержать борьбу и с енисейскими своими сородичами, но, тем не менее, они успели удержаться на занятых ими местах. Несомненно одно, что до прихода русских в край, остятский народ был и многочисленнее и сильнее, и что, с приходом их, подвергся повальным болезням и полной эксплуатации, доведшими его до нынешнего печального положе ния.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"