Pero 533

Посмотрите на картинку вверху? Вас ничего не смущает? Там -- сплошная имитация и дилетантство. Хотя, на самом деле это – кадр из зарубежной рекламы, которая обещает показать, как писали наши предшественники. Не верьте: так не писали.

 У нас тоже можно увидеть подобное в музеях. В экспозициях многих из них демонстрируется древний свиток с пером. Посмотришь на такие экспонаты и сразу поймёшь: есть ли в штате специалист по старинным рукописям. Почему?

Рассказываю, как человек с давним гусиноперым опытом:) Причём, вначале, он был крайне неудачным.

Однажды в детстве увидел на картинке летописца, пишущего птичьим пером. И тут же захотелось самому также попробовать. Нашёл перо курицы. Подрезал кончик под острым углом. Обмакнул в чернила. Стал писать. На бумагу тут же шмякнулась увесистая клякса. Нажал сильнее – полетели в разные стороны брызги. И с той поры для меня долго оставалось загадкой: как же древние писари управлялись со своим инструментом?

Несколько лет назад для оформления книги захотелось сделать рисунок Пушкина с пером в руке. И вот тут пришлось, ради правдоподобия, детально ознакомиться со старинной технологией.

Известно, что самыми лучшими перьями для писания наши предки считали лебединые. Но у них был особый пользователь -- царь! Остальные довольствовались гусиными. Они лучше всего подходили по своим характеристикам из-за круглогодичной доступности и невысокой цены. К тому же были потолще других. А это значит, что такое перо было удобнее держать пальцами. Ещё они имели внутреннюю ворсистость, что способствовало равномерному распределению чернил.

И вот ещё одна примечательная деталь. Было важно, из какого крыла птицы бралось перо. Для правшей – обязательно из левого. Оно удобнее ложилось в руку. И изгиб опахала не мешал обзору при писании.

Вот, казалось бы, и всё. Осталось почистить сердцевину, заострить кончик и можно писать. Можно, но с обязательными многочисленными кляксами. Потому что технология изготовления была нарушена.

Дело в том, что перья покрыты жировым слоем. Помните поговорку: как с гуся вода! В данном случае это имело такое же отношение и к чернилам. Перья требовалось обязательно обезжирить. Например, в растворе с древесной золой. А затем выдержать в горячем песке. Это придавало перьям крепость и упругость. И они почти не кляксили.

Всё! Наш пишущий инструмент готов. В зависимости от прорези расщепа и фигурной заостренности пера, можно было заниматься обыденным письмом, скорописным, филигранным или рисованием.

И вот ещё о какой удивительной особенности мне пришлось узнать, читая книги 18 -19 веков. Мерой измерения даже в самой серьёзной литературе, например, в медицине, являлся упоминаемый нами предмет. Так и писали: «толщиной с гусиное перо», «отверстие величиной с гусиное перо».

Теперь вам уже будет совсем нетрудно отгадать загадку того времени, которая существовала в двух десятках вариациях. Вот эта из среды простолюдинов:

Голову ему сымут,

Сердце вынут,

Дадут попить,

И станет оно говорить.

Но вернёмся к верхней картинке. Понятно, что ни один настоящий писарь перо держать так не будет. Только компьютерные неумехи. Хорошо видно по написанному, что перо не обезжирено. Чернила плачут. Пишет текст правша, а перо для него взяли совсем не из нужного крыла. Да и зачинено оно под лопату. Писать таким страшновато.

Даёт картинка повод порассуждать и о другой особенности.

Перо ПушкинаДело в том, что гусиное перо с опахалом использовали только для красивости. В повседневной работе писари от такого белесого обрамления избавлялись. Счищали. Оставались только верхний стержень пера и нижний очин. Потому ножик, который для этого применяли, и прозвали перочинным.

То есть писари писали на самом деле не перьями, а остатками от них. Это были небольшие «кривоватые палочки», похожие со стороны на современные ручки. Именно такими «стержнями» писали Пушкин и Гоголь. В музеях до сих пор хранятся подлинные гусиные перья, которыми они пользовались. Подлинное пушкинское вы видите на фото вверху. Это то самое, которым он сделал последние записи перед отправкой на смертельную дуэль. Александр Сергеевич, кстати, сам их перочинил, когда они тупились. А купить перья можно было в двух петербургских магазинах.

…Пишущего Пушкина я нарисовал. И все стали спрашивать: он что ли шариковой ручкой писал? Пришлось перерисовывать и вкладывать ему в руку перо с опахалом. Потому что иногда правда жизни кардинально не сходится с нашими представлениями.

Автор Олег Нехаев Пушкин

 



 

 otobrano dly vas

 

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"