Фото Олега Нехаева Ангарское домотканное

ИЗ ЧАЛЫХ, ДА ДРАНЫХ

Иногда меня приглашают для проведения мастер-классов. Рассказывая о скрытой силе русского языка, сравниваю его с музыкой.

Поразительно, но композитору достаточно всего лишь семи нотных звуков-знаков, чтобы зафиксировать на бумаге своё творение. Исполнители воспроизводят эту запись и звучит, например, восхитительный скрипичный концерт Вивальди «Времена года». Всего лишь семь знаков и из них может родиться небесная симфония.

В богатейшем русском языке таких возможностей для комбинирования в несколько раз больше. Наша азбука насчитывает не семь, а тридцать три буквы-знака. Уверен, что мы только начинаем постигать мощь, ритмику и мелодику нашего языка. В нём сокрыта ещё непознанная нами гармония высочайшего уровня. Нам просто нужно по иному научиться складывать составные части. Только прежде надо позаботиться о защите своего языка. Перво-наперво от самих себя.

Boldino 330.jpgЕсли вы почитаете университетские газеты, наверняка, натолкнётесь на публикации преподавателей филологов, которые написаны штампованным языком канцелярии. Можете ли вы представить, чтобы в консерватории учили музыке специалисты, которым медведь на ухо наступил? А у нас даже журналистике и педагогике запросто учат те, которые сами не владеют русским языком. Причём, на это знание никто их и не проверяет. Языковые дальтоники обучают езде на красный и зелёный свет. Навыки таких обученных потом пожинают миллионы читателей, слушателей и зрителей...

Одному редактору районной газеты я предложил в следующих выпусках еженедельника печатать текст только на одной трети каждой страницы. А всё остальное – пустое место. Редактор на меня обиделся. А как ему ещё более доходчиво объяснить, что уродливый язык, которым пишется его газета, в большинстве своём всё рано не оставляет никакого информационного следа у читателя? Таковы выводы исследований учёных лингвистов.

b_475_353_16777215_00_images_stories_sibirica_koktebel475_SHkura475.jpgПоразительно, но многие из моих «дремучих» ангарцев, не имеющих никаких особых знаний, содержат свою речь в такой чистоте, что позавидуешь. И только через много-много лет я понял в чём секрет такой их скрупулёзной отборчивости. Вывод мой был очень прост: когда в человеке есть достоинство, он говорит на языке совести. А что бы избежать излишней пафосности, обязательной принадлежностью внутренней сущности таких людей становится самоирония.

Дед Василий Сизых, прочитав в газетке, что в городе гидростроителей Кодинске прошли игры КВН, спросил меня:

-- А из Кежмы («зона затопления» -- О.Н.) никого не было, знашь пошто? И, не дожидаясь ответа, сам же и продолжил: -- Команда не комплектная получается. Все находчивые давным-давно уехали. Остались только весёлые.

-- Вы -- из весёлых, выходит!

-- Не-е-т. Я из другой лиги. Из чалых да драных.

ОБ АВТОРЕ

Oleg Nekhaev footer Олег НЕХАЕВ. Победитель и призер более тридцати творческих конкурсов в сфере журналистики, кино, телевидения, фотографии и интернет-технологий. Дипломант премии имени А.Д. Сахарова "За журналистику как поступок". Обладатель Гран-При международного фотоконкурса «Canon». Призер Пресс-фото России. Победитель Всесибирского телефестиваля (фильм «Интервью с президентом России»). Создатель "Золотого сайта" России, признанного, одновременно, лучшим интернет-СМИ Сибири, а его редактор - лучшим сибирским интернет-автором. Победитель конкурса "Родная речь" -- лучший материал о русском языке и лучшая интернет-публикация. Победитель конкурса "Живое слово" , "За высшее профессиональное мастерство". Лауреат премий: за журналистские расследования имени Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», «Лучший журналист Сибири». Награжден почетным знаком «За вклад в развитие Отечества» Удостоен звания «Золотое перо России» и высшей награды Союза журналистов РФ "Честь. Достоинство. Профессионализм"