Китайский сюжет

1816 год.

Уже в начале 17-го столетия Россия познакомилась с Китаем, при быстром распространении приобретений своих в Сибири, к югу и востоку от Байкала. Манджуры, возведшие в 1644 году новое поколение на Китайский престол, занимались утверждением своего владычества, а потому и не могли обращать внимания на распространение владений России при северных границах сего Государства.

 

Вскоре потом спокойствие новой Манджуро-Китайской Империи было нарушено с другой стороны: Элеуты, под предводительством Гал- дана, вздумали сделаться независимыми, и освободить также прочие Монгольские племена от союза с Манджурами. Канн-хи, один из величайших Китайских Императоров, вел с ними кровопролитные войны, прекратившиеся не прежде смерти Галдана в 1697 году. Между тем Манджуры начали противиться распространению Русских по берегам Амура. Малая война сия продолжалась до 1689 года, в котором заключен был Графом Федором Алексеевичем Головиным в Нерчинске пограничный трактат между Россиею и Китаем.

 Во время Монгольских беспокойств, многие небольшие поколения отделились от орд Тужиехту-Хана, и обитавшего далее к востоку Цяцень-Хана, и потянулись в страны лежащие к югу и востоку от Байкала. Там кочевали они на реках Селенге, Уде, Шилке, Чикое, Джяде, Ононе и Ингоде. В числе их было немного значащих и семейных людей, а большая их часть состояла из тех, которые наскучили войною и междуусобием в своем Отечестве. Они жили спокойно под владычеством законов Российских, пользовались защитою от требований прежних своих Монгольских повелителей, и, наконец, обязались платить в казну известную подать за сию защиту. Таким образом, объявили они себя Российскими подданными. Предводители сих небольших поколений признаны были Царскими грамотами в звании старшин и им обещано покровительство против всех требований прежних их владельцев.

MongolBсe пограничные Монгольские народы исповедуют Ламайскую веру. По сей причине, при наступлении великих годовых и месячных празднеств, переходили они многочисленными караванами чрез Китайскую границу, к месту пребывания Монгольского Хутукту. Молодые Монгольцы обучались в тамошних духовных училищах: и духовенство тех и других племен находилось в беспрерывном между собою сообщении. Тангутские и Монгольские Ламы приезжали в звании Посланников к Монголам, Русским, и селились между ними для отправления богослужения. Сие сношение близких между собою племен возбудило внимание России и Китая, особенно потому, что по причине происходивших ссор, краж и других обстоятельств, надлежало запретить переход чрез границу.

Россия вступила в ближайшие сношения с Китаем. Русские купцы производили важный торг на берегах Монгольской реки Урги и с самим Пекином. По просьбе тогдашнего Китайского Государя Канн-хи, Петр Первый отправил в 1715 году Английского лекаря Фому Гарвина в сопровождении Порутчика Лаврентия Ланга в Пекин. Последний имел поручение собрать подробные сведения о тамошней торговле и о состоянии границ. По возвращении своем донес он Государю о злоупотреблениях, происходящих от свободного перехода чрез границу. В 1719 году отправлен был посланником к Китайскому двору гвардии Капитан Лев Васильевич Измайлов для прекращения всех недоразумений. Лаврентий Ланг находился в его свите. Посольство сие имело желанный успех. Китайцы приняли самые миролюбивые меры для продолжения торговли и для взаимного охранения границ[1].