Борис Евдокимович говорил, не ожидая моих вопросов, в них он и не нуждался. Я не успевал записывать. Он говорил о людях, которых я наблюдал на Севере, говорил о месторождении, о битве, которую выиграли.
Тюмень — Уренгой,— говорил Борис Евдокимович,— это скачок в неизвестность, это порождение огромного государственного риска. Вы знаете, для меня человек, который боится риска, не вполне человек. Мы шли на Севере на огромный, повторяю, государственный риск — и выиграли. Открыли Уренгой — это чудо планеты. Газ в неслыханных количествах! Дальше — конденсат, это готовое дизельное топливо и сырье для химической промышленности. Дальше — нефть! Все это может озолотить страну. Парадокс — за теплом пошли в Заполярье! По легенде тут жил великан и согревал кочевавший там народ своим теплом. Потом налетели злые духи, загнали великана под землю. Это Уренгой. Мы достали его, освободили из-под земли. За шесть-семь лет все наши затраты окупятся, и система начнет работать, как божий дар.
Борис Евдокимович, я встречал людей, которые не вполне понимают нашу торговую сделку, ее называют сделкой века. Как это? Продаем газ, наше богатство, а сами останемся на чем?
Министр улыбнулся.
— Каждое государство чем-нибудь обязательно обменивается с другими государствами. Это вполне естественно. Почему же мы должны быть исключением? Мы в 1982 году получили пятьсот один миллиард кубометров газа. Что же, мы не можем продать тридцать миллиардов? Ведь нам самим нужен не только газ, но и многое другое, а для этого нужна валюта. За газ мы получили хорошую валюту, а что такое эта капля для нас? Так что тревоги ваших знакомых неосновательны.
Главным для нас было сформулировать философию отрасли, создать самонастраивающуюся систему. Если б не сумели этого сделать, потребовался бы урядник, надсмотрщик. Социальные проблемы. Надо было в наших экстремальных условиях полярной тундры сделать труд престижным. И чтобы каждый мог получать от завоеваний социализма — и в материальном и в духовном плане — свою часть. Тут все нехожено. Человек живет на трассе. Вместе с тем он живет в нашем обществе. Он должен тут, на трассе, получить возможность осознавать себя членом социалистического общества, социалистическая демократия не должна быть для него чем-то умозрительным, существующим где-то там, за трассой. Она должна быть реальной здесь, на трассе. Рабочий человек должен чувствовать себя хозяином на трассе.
Объемы нашего строительства. Мощность компрессорных станций равняется мощности целого Днепрогэса. Каждая тысяча километров трубы — это миллион тонн металла. С этим надо уметь справляться. И мы требуем от командиров производств, чтобы они не только занимались трубами, но и думали. Думали над -социальными проблемами, понимали философию нашей отрасли, нашей страны, нашего времени.
Почему у нас в отрасли собрались, как вы говорите, личности? По своей природе человек — натура ищущая. Он прежде всего ищет себя, хочет проверить себя на все. Идут к нам два потока людей. В одном те, о ком я только что сказал,— ищущие, желающие знать, на что они способны. В другом потоке люди, которые стремятся нажить тут опыт, знания, идут выразить себя. Здесь открывается грандиозное поле — иди, выдумывай, пробуй, как правильно сказал поэт.